Американский гитарный бренд Gretsch, принадлежащий корпорации Fender, пользуется заслуженным уважением у музыкантов по всему миру. Помимо электрогитар под брендом Gretsch производятся барабанные установки.
История гитар Gretsch начинается в конце семидесятых годов девятнадцатого века, когда немецкий эмигрант Friedrich Gretsch основывает в Бруклине собственное дело по производству музыкальных инструментов. Компания начинает производить барабаны, банджо и мандолины. К началу двадцатых годов компании Gretsch уже крепко стояла на ногах и предлагала своим дилерам множество различных инструментов и аксессуаров к ним.
Когда интерес публики к банджо, пользовавшихся большой популярностью в начале века, сменился на пристрастие к гитарам, Gretsch стала позиционировать себя как гитарный производитель. Сначала была выпущена линейка арк-топов и флэт-топов, а в конце тридцатых годов у компании появилась своя электрогитара, которая так и не попала в серийное производство. Только в конце сороковых годов у компании появляется серийный арк-топ с синглом – однокатушечным звукоснимателем.
В середине пятидесятых Gretsch выпускала несколько электрических моделей арк-топов, включая Chet Atkins, White Falcon, Country Club и Convertible. Особой популярностью у музыкантов пользовались модели Chet Atkins для катри-музыки и гитара в вестерн стиле White Falcon.
В 53-м году у Gretsch появилась цельнотельная гитара Duo Jet, по внешнему виду очень походившая на Les Paul. Верхняя часть корпуса инструмента была покрыта черным пластиком, используемым в Gretsch для барабанных установок. Воистину выдающимся был устанавливаемый на гитару бридж Syncro-Sonic, изготовленный по заказу Gretsch инженером Sebastiano Melita. Это был струнодержатель, позволяющий отстраивать мензуру для каждой струны. Только через год у Gibson появился аналогичный бридж Tune-O-Matic. Через год Gretsch выпускает еще две цельнотельные гитары, ориентированную на исполнение кантри музыки – Round Up и Silver Jet, усеянную блестками.
В конце пятидесятых у компании появляется знаменитая модификация Чет Аткинс – модель Country Gentlemann. Этот арк-топ был немного шире и на одну треть тоньше остальных гитар. Также компания позаботилась о заполнении бюджетного сегмента, выпустив гитары Sal Salvador и Clipper.
В начале шестидесятых Gretsch стала усиленно экспериментировать с цельнотельными гитарами. Появилась цельнотельная двурогая Чет Аткинс с вибрато Burns. Для конкуренции с Les Paul была специально создана гитара Corvette и ее модификация Twist.
В середине 1962 года у Gretsch в общей сложности было девятнадцать электрогитар, двенадцать из которых были арк-топами, а остальные семь имели цельнотельный корпус. Большинство гитар Gretsch отличались громким звучанием и яркой, бросающейся в глаза расцветкой. Благодаря этим качествам арк-топы хорошо продавались и доля рынка у Gretsch стала сравнимой с долями компаний Gibson и Fender.
Высокая популярность инструментов Gretsch в те годы отчасти была связана с тем, что на ее гитарах играл George Harrison. Ему понравилась модель Country Gentleman, и он неоднократно об этом заявлял. Однако следует отметить, что в шестидесятые наблюдался настоящий электрогитарый бум, и у всех гитарных производителей дела шли неплохо.
В течение всех семидесятых компания испытывала немалые организационные и финансовые сложности, на фабрике произошли крупные пожары, ее доля на рынке существенно упала. Попытки возродить компанию, предпринятые правнуком основателя компании в середине восьмидесятых, позволили Gretsch отвоевать небольшую долю утраченного рынка. Переиздавались ранее популярные модели арк-топов и были созданные новые недорогие модели гитар корейской сборки.
В начале нового тысячелетия Gretsch перешла под контроль корпорации Fender. Это благотворно отразилось на бренде – сборка гитар стала более качественной, расширился модельный ряд. Сегодня арк-топы Gretsch занимают достойное место среди полного модельного ряда гитар Fender.