Беспроводная гитарная система
Статья
Среди музыкантов есть мнение, что беспроводное подключение гитары — это вершина успеха, и подобное могут позволить только звезды. Это действительно так было, причем лет 30 назад. Сейчас же все изменилось, и почувствовать свободу «без проводов» может каждый.
В детстве мне казалось, что беспроводное подключение гитары — это вершина вершин, и так позволительно делать лишь самым крутым артистам. Отчасти в этом предположении есть смысл, потому что свободное перемещение по сцене предполагает большой зал, который достается исключительно звездам, да и стоимость качественного радиопередатчика 30 лет назад оставляла за бортом всех любителей, давая почувствовать беспроводную свободу только профессионалам.
Помню, как однажды мне предложили выступить на местном фестивале рокового направления и, понимая, что играть предстоит под минусовку, я решил взять у товарища радиосистему, чтобы произвести фурор игрой на гитаре и виртуозными пируэтами. К слову сказать, там же я впервые столкнулся с усилителем 5150, который организаторы установили в качестве бэклайна и на который я кинулся, как голодный зверь, полностью забыв о своем Classic 30, который был с таким трудом поднят на четвертый этаж.
Больше всего я боялся, что во время выступления сядет батарейка, поэтому купил две. Одну я поставил на саундчек, вторую — на концерт. Мысль о том, что связь приемника и передатчика может быть разорвана, меня не посещала и не пугала; этот страх еще не был разблокирован — об этом я узнал лишь спустя несколько лет.
Естественно, через пару песен, когда я понял, что хваленый 5150 звучит невообразимо кошмарно, и нужно было оставаться на привычном и родном звуке, который принес с собой, я двинулся в наступление. Спрыгнув со сцены и размахивая гитарой, как факелом перед волками, чтобы расчистить себе место для этюда «Невероятные приключения Кирка Хамера в Мексике», я был в восторге от ощущения «отвязанности».
В детстве у меня была видеокассета с концертом Metallica «Live Shit», где гитарист, сыграв свое соло, уже не знал, чем еще впечатлить зрителей и начал возить гитару по сцене, крутить ее вокруг себя. Клянусь, у меня все было точно так же, только вместо 10 тысяч зрителей было 100, а вместо специальной гитары для угнетения у меня был единственный и незаменимый инструмент, который я решил отдать на волю случая.
После очередной вертушки я заметил, что от гитары начинают отлетать куски, но останавливаться было нельзя: сеанс связи идет, звук ревет из порталов, самарцы в шоке. В итоге я отделался сколами краски на задней стороне и выломанным куском дерева около нэкового звукоснимателя. Но что не сделаешь ради искусства.
Так прошло несколько лет, пока однажды в гитарный мир не ворвалась технология цифровой передачи сигнала. Как и тысячи других гитаристов, я, конечно же, купил себе тот самый Line 6, который хоть и давал заветную свободу, но регулярно требовал свежих батареек.
Суть технологии очень проста: в передатчике установлен аналого-цифровой преобразователь (АЦП), прямо как в аудиоинтерфейсе, и на частоте обычного Wi-Fi 2.4G сигнал передается в виде нулей и единиц, а затем в приемнике происходит обратный процесс цифро-аналогового преобразования (ЦАП).
В отличие от радиопередатчика, где сигнал сперва подвергается сжатию с последующим расширением, а передача в нагруженных связью местах грозит получением серьезных помех и наводок, цифровые системы дают чистый звук с полным динамическим диапазоном. Но есть нюансы.
При выборе беспроводной цифровой системы стоит обратить внимание на две главные характеристики: качество звукового сигнала и стабильность работы. Когда цифровой мир только начинался, можно было долго спорить о том, какие модели преобразователей лучше. Но теперь, когда технология сделала несколько семимильных шагов, это не так важно — все они уже находятся на том уровне, где лишь редкое человеческое ухо сможет услышать разницу. Особенно если речь идет не о сведении микса на студийных мониторах, а о звуке гитары, который неминуемо будет изувечен педалью перегруза или даже ламповым усилителем. Так что единственное, на что реально стоит обращать внимание, говоря о цифровых приборах, — задержка. Конечно, большинство производителей стараются сделать ее минимальной, но лично мой опыт говорит: все, что находится до 8 миллисекунд, почти не ощущается.
Стабильность работы — это когда ваш сигнал не прерывается, не теряет связь с приемником полностью, когда вы отходите от него далее трех метров, и не заставляет вас трястись над батарейкой каждый день. Здесь действует простое правило работы в нагруженных Wi-Fi сетях: чем выше частота передачи, тем больше скорость и меньше помех, но тем сильнее сокращается дальность действия и сужается направленность. Иными словами, Wi-Fi, раздающий на частоте 2.4 ГГц, имеет большую дальность действия и проникает через стены лучше, чем 5 ГГц, но скорость передачи данных ниже, и он подвержен большему количеству помех. Частота передачи 5 ГГц обеспечивает более высокую скорость и имеет меньше помех, но дальность действия меньше, и сигнал хуже проникает через стены.
Вопрос проникновения через стены нас мало интересует, хотя иногда очень приятно начинать концерт за сценой, выбегая после таинственного вступления в сильную долю вместе со светом и барабанами. Но будем говорить конкретно: помехи в цифровой передаче решаются не только аппаратно, но и программно. То есть производитель беспроводного соединения заранее предполагает работу в условиях сильной нагрузки и помех и разрабатывает соответствующее ПО, которое избавляет от нежелательных разрывов или ошибок при передаче.
Еще важный момент — количество одновременно используемых каналов. Отсюда если вы, ваш второй гитарист и даже басист после выгодной акции «цифруйся или будешь скомпрессирован» купили одинаковые модели беспроводной системы, то, чтобы была возможность играть всем сразу, придумали делать несколько независимых каналов. Так каждому члену в группе будет всего хватать.
А теперь давайте по этим критериям оценим пару цифровых радиосистем, которые мне удалось протестировать на этой неделе.
Mooer Air P05
-
Рабочая частота: 2.4 ГГц
-
Дальность действия: 20 метров
-
Количество каналов: 4
-
Время работы: 8 часов
-
Качество звука: 16 бит, 48 кГц
-
Динамический диапазон: 95 дБ
-
Задержка: 7 миллисекунд
Приятный дизайн. Одна большая круглая кнопка с подсветкой, которой можно включать/выключать устройство и переключать каналы. Синхронизация приемника и передатчика происходит почти мгновенно. У меня дома очень много точек Wi-Fi, поэтому тест на потерю сигнала в некотором смысле проводить даже логичнее именно в таких условиях, а не на концерте, где обычно не более 5-6 точек доступа. За час игры сигнал не пропал ни разу. Я даже ходил на кухню за три стены — ни единого разрыва.
Качество звука хорошее. Может быть, в нем нет той глубины седьмого порядка высших гармоник среднего регистра, но после того, как я включился в гитарный усилитель, я услышал звук гитары. Звук этот был приятный и достоверный. Нужно ли ждать от спичечного коробка чего-то сверхъестественного? Конечно нужно! И я уверен, мы увидим это в ближайшие 5 лет. Но то, что у нас есть уже сейчас, действительно впечатляет.
Задержка в заявленные 7 миллисекунд оказалась чуть выше, потому что помимо внутренних микросхем она зависит и от загрузки сети. Мой замер показал 8,49 миллисекунд. Что, по сути, уже на грани, но все же приемлемо. Думаю, Mooer сделали некоторый запас, чтобы быть уверенными в стабильности соединения. Лучше так, чем со щелчками и с паузами.
XVive A58
-
Рабочая частота: 5.8 ГГц
-
Дальность действия: 30 метров
-
Количество каналов: 6
-
Время работы: 5 часов
-
Качество звука: 24 бит, 48 кГц
-
Динамический диапазон: 110 дБ
-
Задержка: 5 миллисекунд
Дополнительные функции:
• Сканирование и поиск оптимального канала
• Режим PAD для использования мощных звукоснимателей
На передней панели 8 лампочек, указывающих выбранный канал и режим работы. Сбоку две кнопки: включение и переключение. Все интуитивно понятно. Синхронизация приемника и передатчика происходит мгновенно при выборе канала. Из полезных функций — PAD (понижение входного уровня). Это действительно важно при использовании мощных или активных звукоснимателей. Передатчик рассчитан на стандартный сигнал около -10 дБ, и при более мощном сигнале звук начинает искажаться. Проверял лично: и на слух, и анализируя форму волны. Для многих это станет решающим фактором. Еще есть удобная функция сканирования для поиска наименее загруженного канала. Работает в полуручном режиме: сначала ищешь канал на приемнике, затем выставляешь такой же на передатчике. Лучше так, чем полагаться на волю случая.
Что касается звука — хотя производитель заявляет лучший динамический диапазон по сравнению с Mooer, лично я разницы не услышал. Звучала все та же электрогитара. Похоже, эти цифры — не более чем удачный рекламный ход. За час игры — ни одного прерывания. Кухонный тест также не дал дефектов связи. Задержка оказалась чуть меньше заявленной — 4,7 мс. Отдельный плюс — жесткий кейс в комплекте, надежно защищающий технику от ударов судьбы.
В итоге можно смело сказать, что беспроводная гитара теперь доступна каждому. А кто из нас не мечтал бегать с гитарой по сцене? Нет больше необходимости продавать свой старый Мерседес, чтобы купить порядочную радиосистему. Нам остается только пользоваться. И это прекрасно.