Dexibell Combo J7 – новый виток эволюции электрооргана
7 ноября 2017
Clonewheel organ – так по-английски называется целый класс клавишных инструментов, которые воссоздают звук классического электрооргана – легендарный звук 60-70-х. Название произошло от игры слов.

Оригинальные органы Hammond и их аналоги назывались «tonewheel organ», потому что звук в них рождался с помощью «тоновых колёс» - эдаких шестерёнок, которые вращались рядом с электромагнитными звукоснимателями. В классическом Hammond B3 было 91 тоновое колесо, каждое из которых отвечало за свою высоту звука, а каждая клавиша была подключена к девяти тоновым колёсам: основная нота и дополнительные гармоники. Громкостью основного тона и гармоник можно было управлять с помощью специальных выдвижных ручек (drawbars), аналогично регистрам на церковном органе.
Таким образом, оригинальные tonewheel-органы были электромеханическими, чрезвычайно сложными и, как следствие, довольно ненадёжными конструкциями, к тому же ещё и очень тяжёлыми. Но насколько сложным было устройство этих инструментов, настолько же богатым и неповторимым был их звук. Попытки его достичь другими средствами – обычным аналоговым синтезом или с помощью семплов – давали некоторые результаты, но настоящих ценителей они удовлетворить не могли. С приходом достаточно мощных DSP-процессоров стало возможным математическое моделирование тоновых колёс электрооргана, «клонирование» их в цифровой ипостаси. Отсюда название – clonewheel organ.

Но тоновые колёса – это только самое начало звука. Моделировать нужно не только их. Помимо стандартных для tonewheel-органов функций гармонической перкуссии, эффектов вибрато и хоруса, были ещё и «незадокументированные» особенности. Например, тоновые колёса давали наводки на соседние звукосниматели, а при нажатии на клавишу возникал специфический щелчок от замыкания цепи. Всё это считалось досадными побочными эффектами, но они формировали конечный звук и попали на тысячи записей. Теперь звук
электрооргана кажется ненатуральным без этих артефактов. Ну и, наконец, эффект «лесли» - специального комбоусилителя с вращающимися динамиками, без которого звук электрооргана – как борщ без сметаны. Правильное моделирование этого эффекта может скрасить даже посредственный звук органа. Неправильное – убить отличный исходный звук.
Конечно, первые clonewheel-органы, созданные на рубеже тысячелетий, давали неидеальный результат, который можно сравнить с 3D-графикой того же периода. Среди них можно отметить японские Korg CX-3, Roland VK-серии и, собственно говоря, сам Hammond, который к тому времени уже был куплен корпорацией Suzuki. Всё существенно изменилось, когда в конкуренцию включились европейцы. Шведская компания Clavia с начала 2000-х годов развивает свою линейку Nord Electro. В последнее время основная борьба в области clonewheel-органов велась между Hammond (Suzuki), у которого очень серьёзное преимущество из-за названия, и Clavia Nord Electro, который выигрывает и субъективно по звуку, и объективно по популярности среди клавишников. Очень круто звучат инструменты KeyB от маленькой итальянской компании DLQ. Но мы сегодня поговорим о новинке этого года – clonewheel-органе Combo J7 от компании Dexibell, которая наконец-то реализовала то, чего ещё никто никогда не делал.

Dexibell – итальянская компания с солидной историей. Она находится в области Марке – районе с богатым музыкальным наследием. Именно там производились легендарные итальянские синтезаторы и электроорганы Farfisa, Crumar, Elka, GEM. Там же находится итальянское подразделение Korg. Сама компания Dexibell, которая в 70-80-х называлась SIEL, почти тридцать лет принадлежала корпорации Roland и была их европейским отделом исследований и разработок, пока не обрела независимость в 2014-м году. Сейчас основным фокусом компании является разработка технологии моделирования звучания акустических и электромеханических клавишных инструментов, которую они назвали T2L (True to Life). Серия цифровых пианино VIVO, построенная на этой технологии, уже серьёзно заявила о себе. Так, эти инструменты стали первыми и пока единственными цифровыми пианино, которые London College of Music одобрил для обучения по классу рояля и фортепиано за всю свою 130-летнюю историю. Надо признать: там, где речь идёт о правильном понимании и воссоздании тончайших музыкальных нюансов, итальянцы своё дело знают.В этом году в музыкальных магазинах появится Combo J7 – первый clonewheel-орган от Dexibell, который компания представила на прошедшей во Франкфурте выставке MusikMesse, основанный на этой же технологии. Само собой, инструмент моделирует звук тоновых колёс и всех обязательных нюансов настоящего tonewheel-органа: перкуссия, хорус, вибрато, наводки между тоновыми колёсами, клик от замыкания цепи и эффект «лесли». По поводу звука можно не волноваться. Но особенно стоит отметить одно отличие этого инструмента от всех остальных: моторизированные фейдеры регистров (будем называть их «дробары» от англ. drawbar).
В классическом Hammond B3 было множество дробаров: два набора по девять для нижней клавиатуры, два набора по девять для верхней и два дробара – для ножной клавиатуры. Между двумя наборами для каждой клавиатуры можно было переключаться с помощью клавиш «си» и «си-бемоль» с инверсированными цветами в левой части клавиатуры. Это были такие механические «пресеты». Остальные инверсированные клавиши переключали дополнительные пресеты, настроить которые можно было только с помощью отвёртки внутри инструмента. Доступа с передней панели к ним не было.

В компактных clonewheel-органах обычно используют всего один набор из девяти дробаров, ведь переключение между пресетами и клавиатурами можно реализовать программно. Это очень удобно, потому что в памяти цифрового инструмента можно сохранить огромное количество пресетов и мгновенно между ними переключаться. Головная боль начинается, когда физическое положение дробаров не совпадает с настройками выбранного пресета. Во-первых, это не наглядно и не интуитивно. Во-вторых, попытка изменить положение одного из регистров приведёт к нежелательному резкому изменению звука. Аналогичный эффект знаком многим по цифровым микшерам и другим подобным устройствам.
Combo J7 – единственный clonewheel-орган с моторизированными дробарами, которые моментально принимают то положение, которое записано в выбранном пресете. Таким образом, Dexibell впервые решает и проблему ограниченного количества пресетов у tonewheel-органов, и проблему наглядности и резких скачков звука у clonewheel-органов. Ещё один приятный бонус в том, что между двумя пресетами можно плавно переключаться с помощью дополнительной педали экспрессии, и дробары будут так же плавно менять своё положение вслед за педалью.
Помимо всего вышеперечисленного в Combo J7 включены звуки рояля и электропиано из линейки VIVO, что делает его практически идеальным универсальным инструментом. Качественный рояль, электропиано и орган – что ещё нужно клавишнику для полного счастья? Инструмент использует характерную waterfall-клавиатуру, без которой сложно представить качественное исполнение органных партий. А 73 клавиш будет достаточно и для большинства рояльных партий в эстрадной музыке, и даже для имитации игры на двухмануальном электрооргане, если клавиатуру разделить на две части. Вес инструмента – около 10 кг. Ну а самое приятное, что, несмотря на всё это, стоить он будет аналогично своим основным конкурентам.
Наш канал в YouTube
Группа вконтакте
Группа facebook
Наш Instagram