Педаль Electro-Harmonix English Muff’n
2 июля 2015
Автор статьи — Сергей Тынку
Человечество, однажды обнаружив дисторшен внутри лампового усилителя, потратило более 50 лет на то, чтобы попытаться заменить этот самый дисторшен чем-то более компактным. И надо сказать какие-то успехи в этой области все таки достигнуты, иначе бы на свете просто не было всех этих миллионов счастливых людей, играющих на примочках перегруза и предусилителях.
Поскольку самые первые осмысленно применяемые в гитарной музыке эффекты перегруза возникли внутри именно лампового усилителя, то ламповые педали и предусилители до сих занимают особые места в сердцах гитаристов. Это считается по-настоящему трушно. И спорить с этим невозможно, и даже опасно - фанаты лампового гитарного звука запросто могут придушить несогласного с ними человека в процессе дискуссии о том как нужно достигать красивого саунда.
Однажды придумав эффект Big Muff, компания Electro-Harmonix теперь постоянно эксплуатирует вариации на тему слова Muff, втыкая его в названия десятков своих продуктов, запутывая бедных покупателей в этих “маффи-озных” дебрях. Но куда деваться если законы рынка заставляют спекулировать на раскрученных словечках?
Примочка (или предусилитель?) English Muff’n рассчитан именно на таких упертых педантов правильного и настоящего. Такие люди не возьмут в руки медиатор неверной толщины, и не будут играть на струнах неправильного калибра. Всё только одобренное МинЗдравом, рекомендованное опытными собаководами и самое, что ни на есть святое по части безмолвного согласия со стороны гитарных богов прошлого.
Целых две (реальная пара, как и полагается) настоящих лампы находятся в этом замечательном приборе, который призван воссоздавать саунд британских усилителей. Кстати, если вы не в курсе, то компании, которые занимаются гитарным звуком, обычно стыдливо называют британскими усилителями (или британским саундом) именно то, чем так славится бренд Marshall - то есть маршаловский перегруз.
Нельзя сказать, что English Muff’n очень удобный прибор с точки зрения использования. Он раза в два больше обычных больших примочек, и раза в четыре больше просто обычных средних примочек. Плюс педаль требует своего собственного, отдельного от других педалей блока питания (он идет в комплекте). Красотой эта педаль тоже не обделена - выглядит она так как-будто ее в кто-то самостоятельно собрал в гараже, прилепив наклейку из сувенирного магазина. Но, разумеется, для настоящего маньяка лампового звука - это все мелочи и полная ерунда.
А со звуком в этом аппарате все в порядке. Я включал его в настоящий ламповый Marshall (связка из преампа JMP-1 и оконечника EL84 20/20) двумя способами - в чистый канал преампа и напрямую в оконечник. Оно звучит как ламповый Marshall и с этим все в порядке. Вся фишка в том, что оно все таки не дает такого сильного перегруза как Marshall. То есть классический рок, всякое там Led Zeppelin, Deep Purple, AC/DC, брит-поп и море нетяжелой музыки идет на ура. А при попытке поиграть хотя бы Iron Maiden начинаешь ощущать, что для музыки этой Английской команды гейна Английского Маффина что-то не хватает.
Как человек оптимистичный я не стал сразу же плакать и кидать прибор в стену. Все таки мы живем, слава богу, не в Италии. Пришлось полезть на сайт производителя почитать всякое умное. И оно несколько прояснило ситуацию. Оказывается, изначально в Маффин ставят две лампы 12AY7. Но их можно заменить. Если поставить пару 12AX7, то гейна будет больше. А если пару 12AU7, то гейна случится наоборот меньше. Это весьма интересная фишка. Жаль только, что производитель не вкладывает в коробку эти самые лампы под замену (а могли бы). А у меня к сожалению не было запасных. Вытаскивать же из живого Marshall я поленился (да и страшно было что-нибудь сломать там).
Поэтому я решил попробовать какие-то другие более веселые забавы. Во-первых, эксперимента ради я включил этот Маффин в канал перегруза Marshall. Таким образом он играл роль грелки. Совместный гейн примочки и JMP1 выдал очень злющий перенасыщенный гейном дисторшен. Прямо стены закачались (надеюсь от удовольствия). И все было невероятно вкусно. Никакие даже самые натюнингованные скримеры (и прочие грелки вам такого не дадут). Во-вторых, я попробовал включить Маффин в чистый канал, но предварительно поставив перед ним грелку (недорогой Ibanez TS7 товарища). И вот тогда оно зазвучало тяжело и сочно. То есть даже лампы менять не пришлось.
В общем, если у вас нет желания или возможности иметь ламповый Marshall, или или вам неудобно таскать имеющийся у вас Marshall, то эта штука вполне может его заменить. Хотя опять таки не очень понятно как она будет звучать в другие усилки? Можно ли будет ее втыкать в пульт или звуковую карту в сочетании с эмулятором кабинета для получения звука Marshall как будто снятого микрофоном? Наверное, можно. Но я это не проверил. Нужно что-то и вам оставить для исследований и открытий.
Можно еще придраться, что хотелось бы побольше ручек регулировки - типа Presence и что-то типа переключателей Deep, Tone Shift. Но, сами понимаете, этот список на любом приборе можно продолжать до бесконечности. Педаль не особо универсальная и как не крути, она больше, чем Marshall не выдаст. Причем начиная от очень чистого звука.
Мне показалось очень “ко двору” поиграть через неё на гитарах Fender. Звук прям “натуральный Хендрикс” и все очень классически знакомо, просто до боли узнаваемый “фендер в маршал”. Я бы даже сказал, что фендера в эту примочку звучат чуть ли не лучше (острее), чем в мой Маршал. Звук Джона Фрусчанте времен его игры в RHCP (еще одного любителя связки “фендер и маршал”) тоже наруливается практически моментально. Его и наруливать не надо особо, если говорить откровенно.
Поэтому если вы играете на фендероподобной гитаре что-то нетяжелое, и у вас возможно есть уже усилок для классического фендеровского звука, этот Маффин скорее всего отлично подойдет как примочка “маршализатор”.
Конечно можно еще вспомнить Клептона с его легендарным звуком “леспол в маршал” времен исторического альбома с Джоном Майалом. Я могу поспорить на что угодно, что люди создававшие English Muff’n держали в голове эту запись. Поскольку этот звук тоже выходит на ура.
В целом же, мне очень понравилось тестировать эту педаль. Потому что ее идею и суть было очень легко понять (и простить). У меня лежит электро-хармониксовский микро-синтезатор для гитары и я прямо затылком ощущаю, что с ним будет всё весьма непросто.