Гитарный перегруз Randall RGOD
19 июня 2015
Автор статьи - Сергей Тынку.
Если честно, то в Randall меня удивляет одна вещь. С одной стороны это серьезная контора, и на ее усилках играют такие монстры тяжеляка как Kirk Hammett, Scott Ian, George Lynch, Nuno Bettencourt, Dino Cazares, а еще раньше сам Dimebag Darrell приложил свою гениальную руку. Но вот с другой стороны, бренд как-то не особо сильно раскручен, и в тех же гитарных журналах о нем пишут в сотни раз меньше нежели про других, порой весьма странных производителей. Про тот же Vox, например.
Неужели в наше время Vox хоть кому-то нужен? Усилитель без хайгейна? Даже престарелый Джефф Бек всегда смеется при слове Vox, называя его “битловским барахлом для старых пердунов”. Но при этом про Vox трубят на каждом шагу, даже при том, что на нем не играет никто из участников Big Four (надеюсь ты не отсталый и знаешь, что за группы входят в эту святую четверицу). А ведь на Vox даже не играет никто из G3, что тоже весьма показательно. Но зато на Vox иногда играет U2 - группа, которую просто стыдно слушать в приличном обществе людей с мощными хамбами. Возможно, эти ирландские миллионеры и приплачивают журналам за факт замалчивания Randall, отчего получается прямо явление вселенской несправедливости. И я, кстати, в этом движении игнорирования Randall тоже почему-то принимал участие, не послушав за всю жизнь ни одного их прибора. Хотя и очень хотел. Вот теперь исправляюсь.
Судьба послала возможность взять на тестирование практически любую из имеющихся в Москве приблуду этой замечательной конторы. Конечно, я хотел бы притащить домой сто-ваттную голову. И все соседи, я уверен, тоже очень этого хотели бы. Но в связи с отсутствием автомобиля (все бабки потрачены на гитаризм), пришлось ограничиться чем-то более компактным нежели полноценный ламповый усилок. Я прошерстил каталог напольных продуктов и из разных примочек Randall выбрал для начала прибор, у которого было больше всего ручек регулировки. Чтобы познакомиться, так сказать, по полной программе.
Мы живем в такое смешное время, когда процесс под названием “мода возвращается” докатился не только до одежды и причесок, но и до способов формирования гитарного звука. Примочки опять в моде, мои знакомые набирают ящики разноцветных коробочек, из которых при определенном усердии можно сочинить последовательность, рождающую приятные для уха гитариста звуки. Поэтому обзор данной примочки - можно сказать актуальное трендовое дело.
Когда-то давно, лет 15 назад, великий ум современности в голове Александра Авдуевского выдал во вселенную простую, но скорее всего верную мысль о том, что не бывает плохого дисторшен. Просто нужно больше регулировок и тогда все будет почти как в Яндексе - то есть, найдется все! Надо сказать, что мой собственный опыт практически точно подтверждает это фундаментальное правильно. Одна из самых недружественных по отношению ко мне педалей, Boss DS-1, из которой мне никогда не удавалось получить чего-то более менее приемлимое, весьма прилично звучала, когда я засандалил ее в одну цепь с педалью эквалайзера.
С тех пор, если я и смотрю в сторону примочек перегруза, то стараюсь, чтобы в поле зрения попадались девайсы с минимум тремя регулировками частот (низкие, средние, высокие).
В Randall RGOD с регулировками все в порядке. Помимо трех, которые “хочется всегда”, есть еще презенс и целых три переключателя с соответствующими фильтрами. То есть педаль создана явно для творческих ищущих натур, которые в первые секунды не убегут от неприятного звука, а положат руки на ручки, начав путь в “прекрасное далеко, где гейна так жестока”. Поэтому давайте сразу же быка за рога, кота за бубенцы и примочку за гейн. Ибо это главное в любом приборе, претендующем на формирование перегруза.
Гейна в RGOD очень много. В этой педали целых два канала с гейном. Эти каналы переключаются одной из кнопок. Второй кнопкой мы отключаем прибор, и он работает в режиме “холодный байпасс”. В общем, если вы играете “якобы музыку типа в группе”, то наверняка вам нужны будут два перегруженных канала, которые будут чуть чуть по разному отстроены. Хотя для того, чтобы переключаться между соляками и ритмами. Ну, в общем, вы и сами все понимаете на счет необходимости двух каналов. Америки тут не откроешь. По сути можно сказать, что тут даже три канала, назвав каналом чистый звук, который идет сквозь педаль в режиме байпасса. Хотя какой это канал, если он не регулируется по громкости и частотам? Поэтому вернемся к нашим двум драйвовым каналам.
У каждого из них есть свой собственный регулятор громкости и гейна. Остальные ручки настройки общие. Нельзя сказать, что это идеально когда по частотам каналы у вас совпадают, но в противном случае прибор был бы намного больше в размерах, сложнее по конструкции и явно дороже. Поэтому перед нами разумный компромисс. Разница в двух каналах очень маленькая. Сначала я ее просто не услышал. Потом почитал руководство, и оказалось, что в одном канале много гейна, а во втором его еще больше. И при этом изначально первый канал выдает классический рендаловский перегруз FET. Что это за FET мне было неизвестно, хотя порывшись в интернете, я понял, что это типа особой технологии транзисторного перегруза, которую внедрили Randall.
Вообще, интернет - это интересная штука (спасибо, кэп)! Отложив в сторону гитару, я нырнул туда в процессе изучения Randall и обнаружил много других интересных вещей.
Оказывается, Randall называется таким образом не просто так, а в честь своего основателя, того самого легендарного Дона Рэндалла, который начинал и революционно развивал Fender вместе с Лео с 1946 года, rкучу всего придумал, был президентом Fender и работал там вплоть до 1969. Вот уж никогда бы не подумал об этом, учитывая совершенно “нефендеровские” имидж и звучание усилителей Randall. Я бы скорее предположил, что это сайд-проект Рэндалла Смита, который является отцом Mesa Boogie. В общем, как я понимаю, если ты живешь в Америке и тебя зовут Randall, то у тебя прямо таки тяга к созданию усилков для метала. Если бы Джим Маршал жил в Америке, а не в Англии, то его бы точно звали Рэндалл Маршалл - иного пути нет. На этой позитивной ноте, я бы хотел вернуться к рассказу про RGOD. Кстати, что обозначает это сложно произносимое название? Randall God? Божественное явление дисторшен просветленному народу?
Когда мои уши привыкли к звучанию этого милого прибора, я обнаружил, что на канале 2 действительно больше гейна, нежели на канале 1. Но просто это весьма сложно уловить, для человека живущего не на пределе хайгейновых дел. Представьте себе чашку чая. Много ли из вас смогут отличить вкус напитка если в чашку сыпануть 10 ложек сахара от варианта с 13 ложками? Для нормального обычного человека и то, и то будет перебором. Хотя “нормальные обычные люди” вряд ли будут играть на гитаре, тем более с такой злобной вещицей. Это явно штучка для законченных маньяков. Классический рок, разного рода блюз и прочие дела малой тяжести не будут как-то хорошо звучать на этой примочке. Только для метала всех сортов!
Характер самого перегруза я не стал бы называть каким-то словом типа популярных форматов «маршаловский» и «месовский». Это что-то с одной стороны похожее и на то, и на другое, но при этом свое собственное. Он более колючий и ершистый, нежели у Marshall, и не такой приглаженный. В нем более выражена читаемость нот, и более ярко подчеркнута атака, чувствуется, что компрессия совершенно другая. Если хорошо поколдовать с ручками настройки, то можно будет получить очень похожий на Mesa Boogie результат.
Совершенно иными красками раскрывается эта педаль когда вы начинаете опускать строй. Я начал с «дроп рэ», а потом постепенно просто все опустил в «до». В пониженных строях мне эта педаль понравилась намного больше. Причем если в стандартном строю постоянно хотелось убавить гейна, то при опущенных басовых струнах даже максимальные значения гейна звучали вполне уместно, оно как-то рассеивалось по нижнему спектру образуя вкусный звуковой коктейль.
И тут конечно все дело в ручках регулировки. Очень многие люди не любят с ними возиться. Они считают, что надо «ставить все в среднем положении» и оно должно сразу же звучать так как надо. Увы, в наше богатое на самую разнообразную музыку время, совершенно невозможно создать одну примочку, которая бы «в среднем положении» делала бы счастливыми абсолютно всех людей на свете. Свой звук все таки надо искать и наруливать. Это как с женщинами. Мало кто женится на своей первой и единственной девушке, да еще и после первого свидания. Обычно, вам приходится совершать некий обряд поиска, изучения и даже воспитательной работы, которую можно назвать настройкой.
Ручками регулировки бог примочку RGOD не обидел. Наверное, не имеет смысла описывать фунционал четырех основных настроек (высокие, средние, низкие, презенс) – достаточно сказать, что у них очень большой диапазон, который может воссоздать массу самых разных звуков, имитирующих звучание практически любой тяжелой группы.
Но помимо ручек на гитаре три волшебных кнопки. Первая из них называется bass boost и она выдает реальный подъем басов. Гитара начинает звучать полнее, сочнее, мяснее и палмьютинг просто мурлычет своим ласкающим шорохом. Следующая кнопка называется mid boost и по идее она должна выделять средние частоты. При этом непонятно зачем их вообще выделять? В общем, когда я включил эту кнопку, то подумал, что сошел с ума. Средних наоборот стало меньше. Звук стал похожим на позицию эквалайзера «улыбка», как любил делать Хетфилд на альбоме Master Of Puppets. Когда я залез на сайт Randall, то там все прояснилось. На сайте (и в руководстве пользователя) эта кнопка обозначена как Mid Scoop (вырез средних) и работает как «та самая улыбка». Очевидно, что на всех фотографиях, как и на живом приборе просто сделана ошибка, причем весьма серьезная, поскольку для гитаристов этот режим весьма приятен. Особенно в сочетании в кнопкой Bass Boost.
Третья кнопка называется T.S.S. (Tone Stack Shift) и ее назначение очень туманно. Мне не удалось понять и услышать, что она конкретноделает. Вроде бы звук и меняется на какой-то миллиметр, а вроде бы и остается тем же самым. Загадочная вещь. Поэтому я, потыкав ее минут пять, решил забыть и больше не мучать. Хотя в руководстве о ней пишут «shifts the focal point of the midrange eq effecting the entire equalization curve». Сдвигает точку средних частот, попросту говоря, или что? Об этом мы никогда не узнаем. Пусть оно будет нашей маленькой зловещей тайной черного цвета.
Вообще, чтобы этот текст не выглядел как реклама, попробую высказать пару критических замечаний (помимо перепутанной надписи и странной кнопки). Кнопки эти сделаны не совсем удобно для пользования в качестве напольного прибора. На них совсем несложно нажать ногой случайно. И при этом бог с ним если это будет T.S.S. – особой разницы не случится. А вот если вы тронете одну из двух других, то звук изменится весьма заметно. Еще одно замечание – прибор очень маленький для двух педалек, и поэтому педальные кнопки расположены на самых краях. Это тоже может быть не особо комфортно, хотя привыкнуть можно.
В целом, все выглядит очень прочно и надежно. На коробке написано, что оно сделано как танк. И этому веришь, когда держишь в руках аппарат. Почему-то Randall называют его преампом. Наверное, это просто звучит солиднее. Хотя что вообще следует называть преампом? По большому счету любая педаль перегруза и есть преамп. Когда-то я использовал обычную педаль дисторшен в сочетании с рековым оконечником. Звучало как полноценный усилок, то есть педаль была преампом.
Но производители последнее время очень полюбили слово преамп. Наверное, маркетологи подсказали им его как наиболее привлекательное для рынка. Вот, например, не так давно вышедший похожего двухпедального формата перегруз Orange Bax Bangeetar тоже называется преампом. И при этом еще один собрат по двухпедальному перегрузу Electro-Harmonix Metal Muff не называется преампом. В чем же правда, брат? Что пытаются впихнуть нам маркетологи? И вообще они хоть что-нибудь понимают в гитарном звуке?
Слава богу конструкторы Randall в этом звуке все нормально понимают. Хороший честный и весьма злой перегруз. Профессиональная вещица – хоть сейчас в бой. Она возможно не обладает разными современными фишками типа выхода с эмуляцией кабинета или гнезда usb для коммутации с компьютером. Зато в педалборде рядом с другими примочками она сумеет образовать «надежды маленький оркестр», который будет способен «устроить жару на подоконнике».
Мне понравилась эта педаль. Четко грузит самосвал моих мозгов отборным гейном до самых краев кузова черепной коробки. Следующий шаг на пути познания Randall – надо взять на тестирование ламповую голову.