Гитарный усилитель Egnater Tweaker 40
16 июля 2015
Автор статьи — Сергей Тынку
Усилители Egnater появились в нашей гитарной жизни как-то совсем из неоткуда и абсолютно внезапно. Просто в один прекрасный момент несколько лет назад, пара моих знакомых вдруг сообщили о том, что теперь у них Egnater. И примерно в тоже время я стал замечать рекламу Egnater в британских гитарных журналах. Что это за бренд и как он появился на свет было непонятно. Помню я попробовал один из усилков, звучало все как надо, лампа была теплая и лого белое. Хорошая вещь, но вроде бы не моя, подумал я в тот момент, и выбросил ее из головы. Прошли годы. К моему удивлению эти усилки никуда не исчезли из гитарных журналов, а среди знакомых они прошли не через пару человек, а через гораздо большую группу озабоченных качественным звуком. И вот, в конце концов, и у меня возникла возможность потрогать эти милые аппараты, ласково называемые в нашей стране полузабытым русским именем Игнат.
Как человек, старающийся хотя бы иногда создать видимость личности начитанной и просвещенной, я для начала залез на официальный сайт производителя чтобы выяснить, откуда вообще пошла эта контора. Нельзя сказать, что эта история меня потрясла до глубины души. Такое ощущение, что я уже тысячу раз слышал ее раньше. Жил-был мальчик в Америке. Он любил рок-музыку - Хендрикса и группу Крим. Разумеется, как и полагается нормальному американскому мальчику он играл на гитаре. А дальше он стал чинить чужие усилители и делать свои. И вот теперь его знает весь мир. Скажите как его зовут? Дамы и господа, встречайте - Брюс
Всемогущий Игнатер собственной персоной!
Для первого серьезного знакомства я решил взять модель Tweaker 40. Потому что мне кажется, что 40 ватт - это такой во многом пограничный формат. Максимально доступная для использования в домашних условиях величина, она является переходной к сценическим нуждам. И плюс именно этот Tweaker показался мне весьма интересным в плане своих функциональных возможностей. Поэтому передав привет своему измученному позвоночнику я схватился за ручку этого двадцати-килограммового чудовища невзрачного бежевого цвета, и потащил его куда-то в недра своих гитарных безумий.
Прежде чем сообщить о своих впечатлениях, попробую сделать лирическое отступление. Если, конечно, беседы о ламповых гитарных усилителях вообще можно назвать лирическими. Есть в мире гитарного оборудования такое понятие как трушность. Когда ты не просто играешь отвратительную музыку как и большая часть, что профессиональных, что непрофессиональных музыкантов, а делаешь это на дорогом правильном оборудовании, вся правильность которого заключается обычно только в том, что оно появилось раньше всех остальных и следовательно дало толчок к появлению всего остального.
Так вот если говорить о настоящем правильном усилителе, который при этом не называется Fender Bassman, то, разумеется, невозможно не упомянуть о Marshall JTM-45. Это первый и самый легендарный усилитель Marshall. И, ясное дело, когда люди говорят о плекси-саунде, то имеется в виду как раз JTM-45. Идея плекси очень проста - выкручиваем громкость и получаем больше гейна. Кто только ни играл на этих головах. Начиная от AC/DC и Gary Moore и вплоть до Joe Satriani, который питает крайне теплые чувства к этой милой безделушке. Надо ли говорить, что эта голова является живым воплощением классики, чей звук на протяжении пятидесяти лет пытаются скопировать миллионы производителей примочек, процессоров и, разумеется, усилителей. Потому что это тру, и это “родительский дом - начало начал, ты в жизни моей надёжный причал” (была раньше такая песня в СССР). Есть даже мнение, что истинный дисторшен в своем настоящем воплощении впервые родился внутри именно этой головы (кажется, в 1965 году), тем самым навсегда изменив рок-музыку и сделав Marshall самыми популярными усилителями на планетах Земля и Марс.
В это сложно поверить, но на свете есть множество людей (и их до сих пор не поразили громы и молнии), которые считают, что будто бы в JTM-45 при всех ее достоинствах есть еще и недостатки. Воистину, люди удивительные создания, они найдут недостатки везде. Дай им живую Памелу Андерсон в ее лучшие молодые годы и они даже к ней начнут придираться, заявляя, что господь мог бы ее и посимпатичнее слепить. Ну и как тут не вспомнить Пушкина с его грустным рассказом про рыбака и рыбку, страдавших из-за капризов вредной старухи, которой всего было мало. Люди иногда говорят, что дескать у JTM-45 не все хорошо с такими вещами как чистый звук, универсальность и способность звучать тихо. С таким же успехом можно обвинить Памелу Андерсон в том, что она не умеет готовить борщ и не представляет как печь блинчики.
В общем, если говорить о моем личном видении Tweaker 40 - то это как раз попытка взять плекси-философию и облачить ее в какие-то современные одежды. То есть придать больше возможностей и универсализма. Я говорю именно о плекси и вспоминаю JTM-45 совсем не случайно. Характер звука и общая философия схожие - то есть зависимость громкости и гейна. Если говорить о ламповых усилителях, то эта зависимость есть почти везде, но сама связь может проявляться в разной степени. В Tweaker 40 она прямая и очень крепкая. Опять таки, я говорю о своих собственных впечатлениях.
Итак, у Tweaker совсем немного ручек регулировки. Два канала. Они одинаковые. Но у каждого свои громкость и гейн. И общие три ручки эквалайзера. Можно сказать, что это минимализм. Ну или два плекси усилка в одном. Чистый звук тут только условно чистый, поскольку если не играть на квартирной громкости, то этот якобы чистый очень быстро “пачкается” и начинает драйвить. Все как на плекси. Если выкрутить на полную гейн и поставить побольше громкости (я докручивал до 3/4 от максимума), то перегруз, наверное, хоть и сложно будет назвать хайгейном, но играть тяжеляк на нем определенно можно будет. Даже какие-то из риффов Metallica будут хорошо звучать. Проблема только в одном, что те или иные уровни гейна будут доступны при определенной громкости. Хорошо если вам повезет и нужное содержание перегруза будет на требуемой громкости (либо квартирной, либо репетиционной или т.д.). А если вы с громкостью не попадете в нужный резонанс? Что тогда делать? Извечная проблема плекси. Тут, конечно, все решено более гибко. И если не заморачиваться на сильных перегрузах, то можно обойтись вполне вменяемой громкостью. Хотя вы если начнете играть с группой, то идеально чистого не получите.
Сам характер звука очень приятный и он действительно похож на маршаловский плекси. И я бы не сказал, что он чем-то уступает плекси. Это ягода с того же приятного огорода. Фишка Tweaker совсем в другом. Для усилителя с таким небольшим количеством ручек регулировок у них просто невероятное количество переключателей режимов. Вот она попытка придать разные окрасы, внести разнообразие и дать человеку разные варианты звука. Вы только вдумайтесь в этот факт - пять переключателей на каждом (!) канале. И все эти пять переключатели образуют тонну самых разных комбинаций в зависимости от того, что вы там на переключаете. Это же какая-то “месабуговщина” натуральная по части вариантов. Я не буду описывать конкретные варианты звучаний в тех или иных положениях переключателей. На это может уйти целый день и смысла в расписывании звуков не вижу никаких. Первоначальное словесное понимание работы переключателей можно получить просто из их названий. А дальше уже все как подскажет ваша фантазия и уши. Оно действительно превращается в очень разные варианты гитарного саунда.
При этом нельзя сказать, что они все как-то чересчур кардинально меняют картину. Хотя это все опять таки зависит от того какими категориями вы привыкли мыслить. То, что для одного будет едва заметным нюансом, для другого окажется “дырой размером с пропасть”. А чтобы вы окончательно сошли с ума от количества вариантов, добавим к этим пяти переключателей на каждый канал еще и общий для обоих каналов трех-позиционный переключатель USA/AC/BRIT. Производитель говорит о том, что он делает три канала имитирующие американские усилители, британские и AC EQ. Последнее немного непонятно. Поэтому для себя я решил, что тот переключатель дает Mesa, Vox AC и Marshall. А точнее пытается выдать. Конечно, звук с этим переключателем меняется и это можно услышать. Но вот насколько оно похоже на Mesa, Vox и Marshall - это вопрос очень сложный. Все зависит от настроек. И плюс если говорить о той же Mesa - то у нее море самых разных звуков и моделей. Хотя мне и казалось, что у меня выходит помимо маршаловского звука еще и воксовый, а также “меса-марковый не совсем догруженный”. И можно даже получить раскачанный Fender Twin. Но я бы все равно не заострял внимание на каких-то конкретных прототипах. Достаточно просто понимать, что с помощью комбинаций переключателей можно нарулить очень разные звуки с разным содержанием гейна, яркости, глубины, средних частот и прочих милых окрасов. Это реально очень гибкий в плане звука усилитель. То есть на фоне тех же плекси, с которого начался наш разговор, этот Tweaker невероятно разнообразная вещь. И совсем не зря его отметили всякими наградами на соответствующих выставках и в специальных изданиях для гитаристов. А если к Tweaker прибавить внешнюю педаль эквалайзера и, например, грелку - то оно вообще убьет все на свете в плане тембральной универсальности.
Весь вопрос в том, насколько вам нужна эта самая универсальность? Не произойдет ли классического случая, когда вы нарулите пару нужных звуков - по одному на каждом из каналов, и навсегда забудете о работе с переключателями? И зачем тогда вам нужно все это разнообразие за тысячу долларов (54694 руб)? В общем, этот усилитель, не смотря на все свои замечательные звуки и потрясающие возможности, весьма непрост по части очевидности выбора. Нужно очень хорошо подумать и, разумеется, серьезно погонять его в магазине, прежде чем решиться на роковой шаг. Если “хороший парень - это еще не профессия”, то и хороший звук - это еще не все, ради чего можно взять усилитель. Но, конечно, если вы привыкли (или вам по каким-то причинам необходимо) играть разными (но качественными) звуками, допустим в той же студии, то здесь Tweaker будет полезнее очень многих конкурирующих аппаратов. Я бы даже сравнил его подход с моделирующими усилками, в которые пытаются запихнуть как можно больше разных звучаний. Но только в Tweaker у нас настоящие живые лампы, радующие человечество своей теплотой и натуральностью. В общем, если бы я зачем-то работал в небольшой студии, или почему-то рекомендовал что-то для подобной студии, то этот усилитель был бы одним из самых реальных претендентов на звание главного аппарата просто по причине его невысокой (по студийным меркам) цены и большой универсальности. А с громкостью в студийных условиях можно обращаться весьма гибко.
Помимо 40-ваттного комбика, Egnater под названием Tweaker выпускает множество других приборов. Это головы и комбики как большей, так и меньшей мощности. Можно выбрать на любой вкус. Я бы, наверное, если брать в расчет домашнее использование обратил внимание на 15-ваттную голову, хотя мне и не верится, что там вообще будет чистый звук. Мне кажется её одноканальное величество начнет драйвить прямо сходу, особенно с мощными датчиками. Хотя возможно я ошибаюсь и надо будет все таки послушать эту голову.