Гитара Godin Core Denim Flame HB GT
15 июля 2015
Автор статьи - Сергей Тынку
Мои отношения с гитарами Godin имеют давнюю историю, которая началась лет 15 назад, потом была как-то заморожена и теперь возможно пойдет куда-то дальше. Моими первыми Godin были две потрясающе красивые Godin SD. Помню я долго не мог выбрать какую-то одну и в результате взял сразу обе. Помимо красоты они выглядели в моих глазах идеальными стратами - hss, 24 лада, рычаг, отличные чехлы и фантастически низкая для такого класса гитар цена. Все таки для США и Канады это реально очень вкусный прайс. По крайней мере в те далекие времена
Моим следующим Godin была модель LG. Очень простая и легкая. Мне нравилось, что у нее не было никакого дополнительного топа, а струны уходили “сквозь корпус”. Да и в P90 был свой уникальный привкус. Одновременно с LG я купил Multiac ACS-SA Slim, которая, во-первых, была каким-то заменителем нейлоновой Gibson Chet Atkins, бывшей недоступной для меня по причине очень высокой цены, а, во-вторых, открыла для меня волшебный мир гитарных синтезоров. Помню, я купил Roland и, втыкая туда этот Godin, получал какие-то невероятные звуки типа духовых, аккордеона и пианино. Все это привело меня к модели LGXT, в которой было всё - электрика, акустика, возможность играть с синтезатором и плюс тремоло.
Однако, потом при переезде на другую квартиру с затратами на ремонт пришлось продать почти все гитары, в том числе и Godin, а мое последующее увлечение Fender можно сказать вычеркнуло Godin из сердца практически на всегда. Хотя как-то мнение о них у меня было всегда.
Я считаю Godin гитарным чемпионом мира по соотношению “цена/качество”. Их гитары, даже все самые недорогие, что я видел, сделаны не хуже, чем любой Custom Shop. При этом отличный прайс. Корея с Мексикой часто стоят дороже чем Godin. А про Америку я даже не говорю. Еще одна вещь, которая мне нравится у Godin - это своеобразие. У них свой узнаваемый дизайн. У того же ESP этого дизайна нет - ESP делают страты, лесполы, солоисты и прочие дела, внешний вид которых придумали кто-то другой. А вот Godin в этом отношении не стесняются идти своим собственным путем. И эта форма корпуса, например, что была у LG, SD и сейчас модели Core - она можно сказать из собственная фирменная - где-то посередине между телеком и лесполом. Это (как и в случае с PRS) невозможно не уважать. Тоже самое можно сказать и про множество других каких-то своих индивидуальных фишек Godin. Индивидуальность - это всегда респект.
Еще один приятный момент в Godin - они никогда не экономили на дереве. Его очень много на их гитарах, и оно невероятной красоты. Все эти поразительные рисунки клена! С одной стороны этот деревянный подход очень логичен. Ведь если речь идет о Канаде с ее фантастическими запасами дерева - ведь это вообще страна с кленовым листом на флаге - что еще от них ожидать как не самых красивых в мире кленовых топов?
И вот имея такое сформировавшееся когда-то давно видение гитар Godin, я, спустя много лет после знакомства, взял на тестирование их инструмент. Это модель Core HB GT. Меня по-началу привлек голубой цвет кленового топа - я имею к таким слабость, что вылилось в прошлогоднюю покупку Les Paul Tradional. А этот новый для меня Godin выглядел настолько по-лесполовски, что пройти мимо и не узнать, что это в конце концов за гитара - ну было просто невозможно. Итак, эту модель делают в двух вариантах - с хамбами и с P90. Разумеется, я ухватился за хамбы.
Не смотря на то, что внешне Core выглядит очень близко к моделям LG, в частности той же LGX-SA, это очень разные гитары даже если просто читать описания. В частности, основные различия касаются таких вещей как:
- Мензура - 243/4 у Core, 251/2 у LGX;
- Способ крепления грифа - вклеенный у Core, “на болтах” у LGX;
- Материалы грифа - махогони у Core, клен у LGX.
Помимо этого всего есть еще различия в бриджах и угле сочленения грифа с корпусом, моделях датчиков, радиусе закругления рабочей поверхности грифа, наличии пустот в корпусе и прочих тонкостях. Поэтому воспринимать Core как еще одного представителя семейства LG было бы неправильно. Это другой инструмент и него даже голова грифа иная.
Как несложно заметить, Core по конструкции намного ближе к лесполам. Правильнее сказать, он максимально к ним близок. И это опять таки подчеркивается формой головы грифа. Она практически гибсоновская, но более узкая и изящная. И, кстати, мне эта голова, как бы кощунственно это ни звучало, нравится даже больше чем гибсоновская.
Les Paul, Core, LGX
Еще одной явно лесполовской фишкой Core является конфигурация органов управления - четыре ручки регулировки и переключатель на месте верхнего рога. В общем, в моей голове эта гитара сразу же получила ярлык “вариант леспола от Godin”. И оно не могло не вызвать интереса в плане желания потрогать. Захотелось принести и сравнить с моим голубым LP Tradional. Ведь мы живем в 21 веке и нельзя мыслить категориями, что в мире лесполов нет ничего другого кроме Gibson. Все течет и все изменяется. Производители давно научились всем гитарным премудростям и конкуренция идет бешенная.
И, кстати, о конкуренции, Godin Core Denim Flame HB GT стоит 64 032 руб, а Gibson Les Paul Tradional Ocean Blue аж 151 990 руб. Это если говорить о ценах официальных российских дистрибьюторов. Разница в цене колоссальна - более чем в два раза! Разумеется, при таких сегодняшних ценах на Gibson глупо не смотреть на лесполы других компаний. Тем более там иногда может попасться нечто весьма и весьма интересное.
”Театр начинается с вешалки”, “встречают по одежке” - все эти наши поговорки намекают на то, из чего складывается первое впечатление о человеке или месте. У меня обычно первое впечатление о гитаре складывается из ее чехла или кейса. В этом отношении мне всегда нравились чехлы Godin - это еще одна категория, в которой я бы назвал Godin чемпионом мира. Разумеется, если говорить о субъективной оценке. Удобные, красивые, продуманные, в данном случае с боковой, назовем её “рамой” и всеми необходимыми карманами. Сложно не восхититься этим чехлом.
Достав гитару из чехла, сразу же обращаешь внимание на пару моментов. Во-первых, она не такая светло-голубая как на изображениях на сайте производителя, а темнее и если так можно сказать с оттенком в синеву, а не в зелень. Но при этом сам клен намного красивее и интересней, чем это показывает Godin на своем сайте. Такой клен с разными разводами по дереву вообще крайне редко можно обнаружить на каких-то гитарах, если это только не “кастом шоп за бешенные деньги”.
А, во-вторых, у гитары вполне нормальный лесполовский вес (не меньше моего LP Tradional). То есть легкой ее совсем не назовешь. На сайте производителя в описании этой модели употребляется многими нелюбимое слово chambered, которое обозначает пустоты в корпусы. Я полагал, что это будет легкая гитара с склонностью в чистый звук, где-то недалеко от маленьких ES-339 и современных ES - Les Paul. Жизнь покажет что я ошибался. Поиграв какое-то время на этой гитаре и подержав в руке, я решил открутить крышку темброблока, надеясь обнаружить там пустой внутри корпус (как это существует на моей личной LP 58 Re-Issue Chambered). Однако, никаких пустот уходящих из под темброблока я не обнаружил. Тем более я думал, что Wraparound бридж вместо “Tune’o Mattic плюс Stop Bar” для того и стоит чтобы было больше места под пустоты. Но вот что именно и где именно там пустое в корпусе с таким весом - я не понял и не увидел. LP Standard с пустотами весит меньше.
Но зато я заметил очень странные потенциометры. Я, конечно, ничего не понимаю в электронике, но привык к потенциометрам которые выглядят как маленькая круглая консерваная банка из которой торчит штырь для ручки регулировки. А тут какие-то на первый взгляд платы и “какие-то коробочки” сбоку от них. В общем, вы возможно такие потенциометры где-то видели, а у меня был дебют по части визуальных впечатлений.
Продолжая осматривать гитару, отмечу, что у нее голова грифа не составляет единое целое с грифом, а является приклееной. Причем сама вклейка идет по “четкой линии”, и, если я не ошибаюсь, является фирменным знаком многих гитар Godin. Знаю, что множество людей может захлебнуться в истериках, вопя относительно ужасных влияний таких клееных голов на звучание, но на меня эти эмоции не произведут никакого впечатления. Я видел десятки гитар Gibson у которых были отломаны и потом приклеены головы, и они звучанием ничем не уступали другим Gibson или хотя бы самим себе “до отлома головы”. В мастерской “Шамрай Гитарз” это чуть ли не стандартная операция по ремонту. У меня самого был Gibson с такой головой. И не один.
Еще один заслуживающий внимания момент - это лак. Гитара покрыта двумя типами лака. Для топа корпуса и фронтальной часть головы грифа используется глянцевый (блестящий) лак. А для всего остального идет матовый (не блестящий лак). Типа чтобы гитара не скользила у тебя в руках и по телу, но при этом блестела с лицевой стороны.
Не очень мне понравилось, что помимо передней стороны головы и топа корпуса вся остальная гитара покрашена в коричневые (цвета картофельной кожуры) тона. С синим топом это не очень хорошо сочетается, на мой взгляд. И LP Traditional в этом плане гораздо логичнее. У него вся тыльная часть закрашена в темно-синий, что к голубому подходит идеально. Но как я понимаю, в Godin все гитары Core изначально красят одинаково, а потом уже идут варианты для топа разных цветов. И допустим с гитарой другого цвета, этот коричневый будет сочетаться “как родной”.
Как и полагается настоящему гитарному психу я с самого начала решил прикинуть как бы выглядела гитара если бы с ней затеять тот или иной вид тюнинга. Например, снять пикгард, обнажив еще больше красивого клена. Получилось вполне симпатично и, оно разумеется, имеет право на жизнь.
Еще одна милая мысль, касающаяся пикгарда, была мысль о возможной замене на пикгард другого цвета (например, кремового) или иной формы (допустим, лесполовской). Поэтому я приложил снятый с Godin пикгард к лесполу и оказалось, что он идеально подходит к лесполу - дырки под крепежные винты и фрезеровка под хамбакеры совпадает один в один. Получается, что можно на Godin поставить пикгард от любого леспола. То есть, если вы захотите сделать Core повеселее, убрать черные части и поставить туда кремовый пластик как нам том же LP Tradional, то можно запросто купить (даже самые дешевые китайские) рамки датчиков, ручки регулировки и пикгард лесполовского типа. И вам не нужно будет заказывать пикгард где-то в мастерской индивидуальных работ.
Гриф Godin Core (не говоря о мензуре) сделан в абсолютно гибсоновских традициях. Его профиль потоньше нежели на LP Traditional. Он один в один как на моей ES-335, где профиль Slim Taper, широко известный по моделям LP Classic. Я не поленился и для сравнения посмотрел на сайте производителя цифровые параметры грифа Godin Core. Радиус закругления рабочей поверхности - 12 дюймов, как на лесполах. Ширина порожка - 111/16 как на классических Gibson. И опять таки если говорить о грифах Godin LGX - то там радиус закругления рабочей поверхности больше - он составляет 16 дюймов, то есть грифы LGX - они более плоские нежели Core. То есть когда вы играете на Core, то в руках у вас до боли знакомый по куче моделей Gibson классический гриф. Сам по себе гриф Godin очень хорошо отстроен на фабрике - это касается и прогиба и высоты струн над корпусом - все лежит намного ниже гибсонов фабричной отстройки.
Мы тестировали этот Godin втроем. Мне помогали два очкастых гитарных друга. Это была почти вечеринка айтишников. Если говорить о чистом звуке - то оно однозначно лучше классического леспольного. Сильнее атака. Это атака не такая мягкая как на лесполах, она скорее как на ES-335. Я не знаю за счет чего такая атака - возможно к этому как-то причастен бридж (Graphtech Resomax NW1 Wraparound), тем более на лесполах с Wraparound обычно тоже атака посильнее. Как и на PRS с такими бриджами. Помимо атаки чистый звук характеризуется большей в сравнении с лесполами прозрачностью и хрустом, если так уместно сказать. Большая часть лесполовских фанатов, из числа тех кто играет на лесполах еще и на чистом, скажет, что у Godin совсем другой нелесполовский чистый звук и мол нельзя сравнивать разные вещи и говорить кто лучше или хуже. А почему нельзя сравнивать? Леспол на чистом звучит однозначно мутнее. И это может быть привычнее и симпатичнее для кого-то, но, с точки зрения попытки объективной оценки чистого звука, явно хуже.
Послушав Godin на чистом звуке, я честно скажу, внутренне ухмыльнулся и подумал, что на перегрузе мой LP Tradional расставит все по своим местам и просто прибьет этого нахального выскочку. Тем более на лесполе у меня стоят крайне злые керамические датчики 500T и 496R, во много благодаря которым этот леспол в режиме хайгейна сокрушает все вокруг. Однако, к моему глубочайшему удивлению Godin звучал злее и мясистей. Это была такая стена звука, что об нее можно было запросто свернуть шею. Я в очередной раз залез на сайт производителя и обнаружил, что этот Core, не смотря на свой добрый вид, как раз и позиционируется как хайгейновая гитара и датчики на ней стоят соответствующие - High-output Godin Nitro Humbucker. С этими звукоснимателями гитара выдает такую агрессию как-будто там активка от EMG. И при этом сам характер звука более современный, чем у Gibson. Я думаю это от того, что 500T датчик достаточно старый, и конкуренты (в том числе Godin) за это время успели пойти вперед, наисследовать разных технологий и придумать свои крутые датчики. Обычно если производитель ставит свои (а не брендовые) датчики, и этот производитель не Gibson, Fender, PRS, то я считаю, эти датчики надо менять на что-то типа брендовое. Но вот в случае с этим Godin Core данный подход не сработал. Эти датчики уже максимально хороши.
И на чистом звуке и с перегрузом у Godin немного меньше низов, чем у леспола. Кто-то может этого даже не заметить. А для кого-то это будет натуральная катастрофа. В этом месте я хотел бы еще раз вернутся к потенциометрам - слегка убирая громкость на гитаре, и также слегка выруливая ручку тембра в сторону низов, мы получаем все необходимое по части басовитости и мяса (если вдруг кому не хватит). При этом запаса мощи там столько, что можно весьма гибко все наруливать. Знаю, что очень много людей вообще не пользуется ручками регулировки на гитаре, только если громкость “в ноль” и в “максимум”, однако на лесполах не случайно целых четыре регулировки - из них можно выжать очень много всего разного. И в этом плане “большая верхастость” Godin это скорее плюс, поскольку верхи всегда можно срезать. А вот если их нет - то и прибавить обычно не откуда.
Возможно больше верхов в Godin из-за того, что толще слой клена. Я померил все рулеткой. Корпуса одинаковой толщины, но вот кленовый топ, если судить по окантовке - чуть толще на Godin, а если учесть что он плоский а не выпуклый как у Gisbon, то его в сумме может оказаться больше. И тогда выглядит логичным то, что Godin совсем не легкий и чуть более “верхастый” (повторюсь, речь идет о нюансах а не чем-то глобальном)
В общем, если говорить о сравнении Godin Core и Gibson Les Paul, то я могу сказать, что моему LP Tradional последнее время не везет. Просто черная полоса. На прошлой неделе оказалось, что в японский FGN Neo Classic звучит совсем не хуже при цене в два раза меньше. А на этой неделе канадский Godin (а все Core делают в Richmond QC) за еще меньшую цену взял и убрал LP Tradional в сторону. И это совсем не радостные новости для компании Gibson. Мир очень резко меняется. В свое время разного рода Тойоты откусили большой кусок пирога у Мерседесов, а теперь похоже господству Gibson также приходит конец. Невозможно до бесконечности улучшать качество гитар. Есть какой-то предел и весь вопрос в том, когда остальные производителя до него доберутся. Делать гитары не хуже Gibson они уже научились. Делать это за в два раза меньший прайс они тоже как мы видим уже умеют. Осталось посмотреть сколько еще Gibson (со своими ценами) будет держаться на рынке за счет светлых образов рок-звезд из прошлого, на которых мы пока молимся.
Меня иногда спрашивают почему я хвалю в своих статьях те или иные гитары. Народ требует и хочет, чтобы я что-то опустил и отругал, тем более я это хорошо умею делать. Все как у Булгакова - народ жаждет разоблачения. А ответ очень прост. Я стараюсь не брать на тестирование гитары (и тем более не тратить свое время на их описание), которые мне изначально не нравятся и не кажутся интересными. И, разумеется, человек с многолетним опытом гитарного менеджера и гитарного журналиста как правило умеет выбрать то, что ему будет близко и приятно. Это как с девушками. Кого ни спроси - у всех были симпатичные девушки в жизни. А все потому что люди их сами выбирали. Под свои вкусы. Также и с гитарами. Когда ты сам выбираешь их из с тысяч разных, то берешь те, что тебе симпатичны. Поэтому я вот никогда не писал ничего про, например, флойд-роузные гитары или какие-нибудь семиструнки. Мне нечего сказать про акустические гитары - например, я целый час слушал как люди играют на самых крутых дорогих Martin и не понимал как гитары могут так ужасно звучать и чем они отличаются от акустик за сто долларов. А люди вокруг цокали языками и сходили с ума от этих звуков. Но просто это все не моё и поэтому я не пишу о том, что не несет отпечатка большого светлого чувства любви. Хотя, конечно, даже среди того, что на первый взгляд выглядит симпатично, мне постоянно попадаются не очень хорошие, на мой взгляд, инструменты. Но зачем о них писать? Ведь описать все свои жизненные впечатления все равно не хватит времени. Поэтому если выбирать, то мне намного интереснее рассказывать людям о чем-то хорошем и полезном. Как, например, этот Godin.
Разумеется, после всего того, что написал про Core, то я просто обязан на нем “жениться”. И я этого не скрываю. Мне очень хочется купить эту гитару. Обычное дело для любого человека, который тестирует гитары. Так сказать профессиональный риск. Как врач может заразиться от больного какой-нибудь болезнью, так и тестировщик гитар может рискнуть семейным бюджетом. Вот наш всеми любимый топовый видео-блогер Иван потестировал семиструнку FGN и понял, что не может без нее жить - пришлось покупать. А Корней очень впечатлился стратом FGN Neo Classic после тестирования. То есть это обычное все дело. Представь что ты тестируешь алкоголь - спиться при этом крайне легко. И вот у меня сейчас такая же ситуация. Я хочу купить эту гитару и буду пытаться это сделать. Вести долгие переговоры с женой, канючить сладкую скидку у дистрибьютора. А как иначе? Мне лично в этом Godin нравится все - звук, вид, удобство, цена, качество.
Другое дело, что в голову закрадывается мысль попробовать еще один Godin. Речь идет о модели Summit Classic CT, которая позиционируется как новинка. Она даже формой корпуса максимально близка к лесполам. Правда почему то всего две ручки? И “рыхлит” (Richlite) на грифе. И корпус с пустотами из испанского кедра (Chambered Spanish Cedar). Я вот раньше думал, что из кедра и ели делают корпуса только акустик. А как этот Summit звучит? А еще там система High-Definition Revoicer, которая заставляет датчики звучать иначе и увеличивает частотный диапазон. Что это за фокусы? Хотелось бы с ними познакомиться. Хотя рисковое это дело. Как по минному полю. До встречи в следующем отчете о путешествии в удивительный мир волшебных гитар.
P.S. В качестве послесловия к этому тексту я бы рекомендовал посмотреть видео-ролик, в котором участвуют именно те две гитары, о которых так много было сказано в моем обзоре.