Гитарный усилитель Kustom ’36 Coupe
8 июля 2015
Автор статьи - Сергей Тынку
Надо сказать, что этот аппарат и раньше привлекал мое внимание своим приятным внешним видом, но вот окончательно я заинтересовался этим усилителем только после того как услышал от Корнея (Владимир Корниенко) о том, что у него такой имеется и он использует такой для местных московских концертов и вполне им доволен.
Если честно, то это один из тех комбиков, мимо которых очень сложно пройти в магазине. Он притягивает взоры, прямо таки манит. Если бы кто-нибудь организовал конкурс красоты среди усилителей, и взял бы меня в жюри, то я бы точно голосовал бы за победу этого комбика как самого красивого. К сожалению, меня не зовут в жюри конкурсов красоты. Причем не только усилителей, но даже обычных симпатичных девчонок. Поэтому приходится развлекать себя какими-то другими способами. В том числе брать на тестирование усилители и писать о них разные тексты типа этого.
Красота этого Kustom имеет специфическую природу и она полюбится далеко не каждому. Есть на свете такое явление как американская культура. Нет смысла, да и возможности говорить о ней как-то умно и глобально, поэтому коснемся ее совсем крошечной части. США – это страна не только автомобильная во всех смыслах, но еще и абсолютно помешанная на них. Образ автомобиля в кино, изобразительном искусстве, оформлении интерьеров и прочих составляющих американского образа жизни прослеживается в США намного больше, нежели в культурах других стран.

Отдельным направлением любви американцев (и прочих людей, разделяющих американские культурные ценности) является поклонение старинным автомобилям середины прошлого века (30-ые, 40-ые, 50-ые, 60-ые годы). Многие из этих машин до сих пор на ходу (в той же Калифорнии их море), многие из них переделываются во что-то обладающее более современной начинкой (хот-род). Постоянно проводятся соответствующие фестивали и выставки, конференции по реставрации и апгрейду. Пишутся специальные книги и снимаются соответствующие фильмы. Народ фанатеет. Одни только рестораны (типа как в кинофильме «Криминальное чтиво») со столами из частей старинных машин чего стоят. Настоящий культ.

Конечно, Америка очень сильно влияет на граждан очень многих других стран. И поэтому не только в США любят подобные машины. Можно вспомнить рассказы практически любого русского человека, побывавшего на Кубе. Пять элементов любого рассказа про Кубу – местные ром, сигары, женщины, море и, конечно же, старинные американские автомобили, которыми просто кишит остров Свободы.

Электрогитара как элемент культуры очень часто была рядом с автомобилем. Они даже появились в жизни человечества примерно в одно время. Одни только автомобильные цвета гитар Fender чего стоят. А уж сколько песен было написано и сыграно на автомобильную тему просто не счесть. Поскольку электрогитара и автомобиль в принципе входят в раздел сердечных привязанностей классических мужчин с их традиционными ценностями, то производители автомобилей регулярно идут на сделки с производителями гитар для выпуска музыкальных инструментов, рекламирующих ту или иную марку. Таких примеров было море (Fender Ford Shelby GT-500 KR Mustang, Gibson Chevrolet Corvette 50th Anniversary,Hummer H2 и т.д.).


Не отстают от производителей гитар и создатели усилителей. Регулярно появляются модели, оформленные в автомобильной тематике. Из наиболее свежих примеро «на слуху» - имеющий «ретро-гоночную полосатость» Fender Machete, который недавно сняли с производства. Хотя казалось бы, он и появился не так давно, и сам по себе был весьма неплох, хотя и довольно дорогой.
Но, как известно, свято место пусто не бывает. И независимо от рождения или исчезновения той или иной модели рынок гитарных усилителей с элементами автомобильного дизайна жил, жив и будет жить. И Kustom ’36 Coupe как раз один из его наиболее ярких представителей, что отражено в дизайне, названии и сопроводительных «бумажках». Таким образом, позиционирование налицо. Если вы сходите с ума по старым тачкам, то у вас просто нет выхода – в нашей стране это единственный представитель авто-дизайна, который можно обнаружить в магазинах. Я, по крайней мере, других не встречал.
Википедия описывает авто “купе” следующим образом:
двудверный трёхобъёмный кузов, с одним рядом сидений, либо с задним сидением ограниченной вместимости; часто с выраженным спортивным обликом, но встречаются и люксовые (представительские) купе, которые обеспечивают максимум комфорта водителю и пассажиру на переднем сидении. Часто коммерческое название «купе» носят автомобили с другими кузовами, имеющие две боковые двери, например, трёхдверные хетчбэки.
Поскольку в случае комбиков Kustom Coupe речь идет об олдскуле, то вспоминая автомобили гитаристов, сразу же в голове всплывают такие знаменитые ретро купе как 1936 Ford Джеймса Хетфилда и 1932 Ford Джефа Бека. Последний вообще сходит с ума по этой модели, которых у него несколько. А можно вспомнить Билли Гиббонса, у которого тоже 1932 Ford по кличке Eliminator, чуть ли не самая известная машина в гитаризме. (Знаменитые розовый Кадиллак Элвиса и хипповый Ролс-Ройс Джона Леннона пусть будут тачками не совсем гитаристов).
Кстати, на рекламной открытке с красивой девушкой, которая поставляется вместе с усилителями Kustom серии Coupe (открытка, увы, а не девушка) как раз что-то очень похожее на желтый 1932 Ford Джефа Бека. В общем, никуда не деться нам от этой четырех-колесной темы.
Когда я первый раз увидел большой кожаный фрагмент отделки передней части корпуса Kustom Coupe, четко указывающий на родство с сиденьем в старой машине, то у меня был шок. Такие элементы оформления на гитарном усилителе? На серийно выпускающихся «не-кастом-шоп» моделях? Да этого не может быть! Однако, оно есть. И причем целая серия - комбик ’36 Coupe с одним динамиком ‘12, комбик ’36 Coupe с двумя динамиками ‘10, комбик ’72 Coupe с двумя динамиками ‘12, голова ’72 Coupe.
Причем все это выполнено в разных вариантах цветовой отделки кожи (черный, шоколадный, розовый, синий, желтый). Соответственно все модели либо 36 ватт, либо 72. Плюс в серию входит три кабинета - 1x12, 2х12 и 4х12. Есть в общем, из чего выбрать. Я на тестирование взял комбик 36 с одной двенашкой. Так сказать, самый младший базовый вариант.
Усилители Kustom Coupe придуманы и изготовлены в США. Их создателем является легендарный в мире гитарных усилителей человек, James Brown. Вот нам всем небольшой ликбез от Сержа Иванова:
James Brown являлся ведущим инженером Peavey с 1986 года. За 18 лет работы в Peavey, им были созданы серии усилителей Classic, Delta Blues и TransTube, а также педаль дисторшен Dirty Dog. Кроме того, он сотрудничал с инженерами Peavey в разработке педалей Delta Stomp. Джеймс является со-обладателем 12 патентов Peavey. В 1990 году Джеймс разработал для Эдди Ван Халена усилитель 5150, ставший иконой гитарного звука. Также Джеймс является разработчиком (в соавторстве с Bill Xavier) серии Triple XXX и усилителей JSX, разработанных для Джо Сатриани.
В 90-е годы Джеймс плотно сотрудничал с Sent Louis Music, и является автором многих знаменитых серий Crate и Ampeg, в частности Blue Voodoo, моделей с 2 по 5 серии SVT и преампа SVP-BSP, разработанного для Билли Шихана. С 2004 по 2011 Джеймс работал главным инженером Kustom, пока не открыл собственную компанию Amptweaker. В прошлом году Джеймс разработал серию ламповых усилителей для Schecter.

Если честно, то после этой информации немного по-другому смотришь на Kustom Coupe. Я вот, например, еще лет 15 назад стал фанатом усилителя Peavey Classic 50/212, который очень долго жил у меня дома, был продан по причине переезда на новую квартиру с последующим ремонтом, и я регулярно думаю, купить его опять. Однако, каждый раз когда я собираюсь его купить, выясняется, что нынешний дистрибьютор (в отличие от того, что был лет 10-15 назад) эту модель в Россию не возит. Что касается Peavey XXX, то я даже владел одно время такой головой, причем экземпляром, на котором играл Сатриани в свой первый визит в Россию, который я и организовывал. JSX мне тоже очень нравился. Ну а против 5150 выступать бессмысленно. У меня его никогда не было по причине серьезной громкости, но респект по любому. В общем, желание попробовать Kustom Coupe было велико как никогда.

И надо сказать звук Coupe ни разу меня не разочаровал. Прекрасный саунд и какой-то что ли родной в силу того, что в нем действительно были отголоски тех усилителей Peavey , что были у меня раньше. Скажу сразу, хайгейна в этом комбике нет как ни старайся. Но зато всего остального там выше крыши. Отличный чистый звук, но ни разу ни фендеровского типа, который очень часто называют чуть ли не эталоном чистого. Coupe намного мягче. Он более джазовый и низастый. В нем сглаженные низы и середина. Он великолепен для джаза и полу-акустик. Чем-то похож на чистый звук современных навороченных маршалов JVM. Глубина и монолитность.

Когда-то давно был такой бренд Trace Elliot с прекрасной и недорогой серией одноканальных комбиков Velocette. Потом этот бренд купил концерн Gibson и стал выпускать те же Velocette, но уже под своим логотипом. А потом все это как-то заглохло и можно сказать и бренд похоронен Trace Elliot и усилки эти мало где найдешь хоть под каким логотипом. Так вот этот Kustom звучит крайне близко к Velocette и, разумеется, к Peavey Classic. Этот Peavey разного рода малограмотные менеджеры по продажам записывают в фендероподобные усилители, ориентируясь прежде всего на «твидовый прикид под фендер», хотя в реальности у Peavey Classic совсем иной звук. И главное там отличие, как и в случае с Kustom Coupe – это мягкость и низы. И совсем другая компрессия - ее больше. Даже при игре на Kustom с одним динамиком ощущение, что их минимум два, а то и целых четыре как на том же классическом Bassman. Звук более маслянистый и сустейнистый, чем у традиционных Fender. На Kustom очень приятно делать легато, и, разумеется, отлично звучит двуручный «фортепианный» теппинг на чистом.

А вот что близко к Fender – так это реверберация. Очень часто фендеровский традиционный ревер называют эталонно образцовым по части олдскула. И многие люди пробующие другие усилители жалуются, что им не хватает «того самого» фендеровского ревера. Так вот ревер в Kustom Coupe заставит вас позабыть о фендеровском. Во-первых, он точно такого же характера, а во-вторых, он какой-то нереальной глубины. Можно сказать уходящей в безумие и психоделию. У него две ручки регулировки и он, начинаясь с вполне слушабельных показателей, постепенно доходит до агрессивного фендеровского сёрф-стиля, а потом переходит эту фендеровскую границу и уходит намного дальше тех территорий, где останавливаются все фендеровские реверы.

Очень хорошо сконфигурирован Coupe по части управления громкостью. На каждом из двух каналов громкость регулируется двумя ручками, которые также отвечают и за перегруз. И с одной стороны усилитель может и способен звучать достаточно громко. А с другой стороны громкость эта начинается плавно из тишины и она рулится очень плавно. То есть играть в квартире на этом усилителе не доставит никаких проблем. И сам звук, даже на высоких громкостях не бьет тебя молотком по голове как тот же Fender. В процессе тестирования в комнате примерно 30 кв.м мы выкрутили громкость примерно на 75% и надо сказать там еще можно было жить и находится. Не каждый ламповый комбик от 30 ватт позволит вам подобные условия существования.
Очень интересен в Coupe перегруз. Он не хайгейновый, как говорил выше. Он скорее классик-роковый - Led Zeppelin, Deep Purple, Rolling Stones. Но никак не Iron Maiden или Metallica. Но при этом сам характер перегруза, наверное, самый приятный из тех, что я слышал в своей жизни, если говорить о «нехайгейне». Ламповый жир и волна низов настолько сочно выливаются из динамика, что даже простая «рубка аккордов движением медиатора сверху» приносит невероятное удовольствие. И, конечно, певучие соляки идут «на ура» – то есть играть Джеф Бека можно буквально в полтычка. И при этом звук у вас будет чуть ли не лучше нежели у самого Джефа.

Мне этот перегруженный звук Coupe очень сильно напомнил группу T.Rex с Марком Боланом. Наверняка, вы помните их бессмертные хиты Metal Guru и 20th Century Boy. Они похожи на Coupe, но я бы обязательно рекомендовал послушать их песню с автомобильным названием Cadillac если уж мы говорим о комбике с автомобильной тематикой. Звук в этой песне (особенно в студийном варианте) именно как у ’36 Coupe.
В общем, я очень крепко задумался на тему возможной смены усилителя. Kustom разбудил во мне старую тоску по Peavey Classic, но в каком-то обновленном более привлекательном внешнем формате. И сам звук как раз зацепил и показался очень моим. Плюс я обычно никогда не использую средний перегруз. Раньше я считал, что просто не люблю средне-груженый звук, а по сути просто не попадалось подходящего.

А что касается хайгена, то на Coupe можно ее решить очень простым способом. Простая педаль перегруза или грелки и все уносится в светлое (но тяжелое) будущее. Причем педаль можно подключить тремя способами. Перед входом усилка. Либо сразу в гнездо return петли эффектов (а она тут есть), либо сделать еще интереснее – использовать родной перегруз в качестве грелки, потом из гнезда send петли послать в примочку и из нее уже в return. Нарулить можно, что угодно. Я пробовал Electro-Harmonix Metal Muff, вместе с которым все звучало однозначно лучше моего Marshall . Вообще, это сочетание «Metall Muff плюс ’36 Coupe» показалось мне едва ли не самым убийственным по части перегруза. Без проблем хоть звук Marshall, хоть звук Mesa, и еще море других вариантов хайгейна. И в который раз повторю про божественные низы. Такие редко где встретишь даже при том, что постоянно ищешь. Думаю, перегруз с примочками во многом так хорошо звучит именно из-за низов. Они скрадывают потенциально возможный песок, делая звук не рыхлым и рассыпчатым, а концентрированным и молото-подобным как ладонь, сжатая в кулак.
В общем, подводя итоги, могу сказать, что Kustom ’36 Coupe – этот редкий случай когда усилитель не просто кажется хорошим по результатам тестирования, но и вызывает какие-то личные симпатии как аппарат очень близкий (куда ближе то?) к звуку, который для меня является идеальным.
Альбом Jeff Beck "Guitar Shop"