Выбираем усилитель
Статья
Что общего между Ингви Мальмстином, Ричи Блэкмором и Ангусом Йонгом? Кроме того, что они совершили гитарную рок-революцию, внимательный зритель заметит огромную стену из усилителей за их спинами.
Действительно ли это единственный способ получить по-настоящему взрослый звук, или на самом деле есть хитрость, которую не говорят простым смертным?
Сегодня будем разбираться в гитарных усилителях.
Для начала стоит отметить, что раньше, в 60-е и 70-е годы, не было ни порталов, ни линейных массивов, то есть вся громкость концертов создавалась за счёт подручных средств. Если гитарист имел скромный комбоусилитель, то претендовать на звание рок-звезды было бессмысленно. Как только Джим Маршалл явил этому миру мощные 100-ваттные усилители с отдельными кабинетами на 4 динамика, гитаристы вставали к нему в очередь, чтобы отдать последние деньги. Они покупали по 2 усилителя и 4 кабинета, чтобы доминировать в любом клубе. Вспомним Джимми Хендрикса или Пита Тауншенда. В то время концерт был настоящим соревнованием между музыкантами, каждый хотел быть самым громким и привозил с собой столько мощности, сколько мог. Барабанщики в те времена довольствовались лишь микрофоном около бас-бочки, поэтому им приходилось «выколачивать» максимум из того, что есть, а вокалисты старались перекричать ситуацию, используя какие-то несложные усилители.
Со временем и музыканты, и зрители сошлись на том, что музыка — это искусство, а не битва, и люди хотят слышать всех участников в том балансе, который они привыкли слышать на пластинке. Так родилась идея подзвучивать всё музыкальное оборудование на сцене и выстраивать баланс на микшерном пульте в зале. Это, казалось бы, очевидное на сегодняшний день решение совершило настоящий переворот в живом звуке тогда, заставляя инженеров изобретать всё более и более эффективные приборы, в том числе это коснулось и гитарных усилителей.
Как вы помните, всё звукоусиление раньше было построено на радиолампах. Лишь много позже, когда в мир ворвались транзисторы, всю технику начали стремительно модернизировать. Производство транзисторных усилителей было существенно дешевле, да и в работе они оказались гораздо надёжнее, вот только музыканты остались не очень довольны, потому что звук полностью изменился.
Ламповый усилитель даёт тёплое, насыщенное звучание с эффектом естественной компрессии. Перегружаясь, лампы создают мягкое и гармонически богатое искажение, которое так любят гитаристы. У транзисторного усилителя звук более чистый и точный, он может казаться более "холодным" и "стерильным". При перегрузе транзисторы создают резкое искажение, которое нравится далеко не всем.
А вы знали, что Даймбег Дэррелл создал свой фирменный звук благодаря транзисторному усилителю Randall?
Ламповый усилитель чувствителен к изменениям в игре и реагирует на силу удара по струнам, что позволяет контролировать звук с помощью техники. Транзисторный усилитель менее динамичен, звук хоть и остаётся более стабильным, но может не передавать нюансы игры так же выразительно. Лампы имеют ограниченный срок службы и требуют периодической замены. Также ламповые усилители более чувствительны к механическим воздействиям и перепадам напряжения. Транзисторы же надёжны и долговечны. Ламповые усилители всегда существенно дороже транзисторных и требуют регулярного технического обслуживания.
Но я спешу заметить, что свойство транзисторного усилителя быть ясным и прозрачным можно использовать и в свою пользу. Часто бывает так, что на большой громкости от лампового усилителя невозможно добиться чистого звука, он всегда будет окрашен и подгружен. Так не взять ли нам усилитель, который будет стабилен в своём звуке независимо от уровня громкости? Среди транзисторных усилителей есть «легенда» — Roland JC120. Это абсолютно кристальный усилитель, который одинаково хорошо работает на любой громкости и не имеет лишних искажений. Прямо сейчас можете переслушать песню Nothing Else Matters и насладиться этим прозрачным, но глубоким звучанием.
А нужен ли 100-ваттный ламповый усилитель дома? Ответ и да, и нет. С одной стороны, если мы говорим про какую-нибудь классическую модель типа Plexi, то из песни слов не выкинешь, вся схема должна работать. Сигнал, многократно усиливаясь в предусилителе и в усилителе мощности, формирует конкретный звук. Но дело в том, что Plexi существует с тех самых времён, когда музыканты сражались между собой на сцене, и в современном мире такая мощность не требуется.
Многие гитаристы стремятся к этому усилителю, чтобы достоверно воссоздать звучание своих любимых исполнителей. Но как при этом не оглохнуть и не попасть на карандаш санитаров? Для этого придумали аттенюатор - специальное устройство, которое стоит между усилителем и кабинетом и гасит часть мощности, тем самым позволяя лампам греться на полную, но не отдавать всю «дурь» напрямую.
Кроме этого, существует «нагрузка». Это устройство может подключаться к усилителю вместо кабинета, позволяя усилителю работать бесшумно. При таком методе подключения сигнал преобразуется в линейный и отправляется прямо в пульт или аудиоинтерфейс. Некоторые современные нагрузки имеют встроенные импульсы кабинетов, что многократно облегчает задачу и ускоряет процесс. Больше нет необходимости искать место, где можно шуметь, выискивать позиции микрофонов и перебирать модели динамиков.
Не менее популярным форматом являются усилители мощностью 20-50 Вт. Для дома это всё ещё очень громко, но вот для репетиции или концертов это идеально. Не будем забывать и про маленькие уютные усилители 1-2 Вт. Это именно то, что нужно, если вы хотите без лишних проблем поиграть в своё удовольствие на гитаре дома.
В середине прошлого века появились первые теоретические разработки и патенты усилителей класса D. Однако практическое применение стало возможным только в 1970-х и 1980-х годах, когда полупроводниковая промышленность достигла необходимого уровня развития. «Class D» позволяет получить киловатт мощности в устройстве размером с примочку. Такую мощность оценили басисты, потому что низким частотам требуется гораздо больше энергии, чтобы произвести впечатление на зрителя. Одной из первых компаний, которая начала активно использовать технологию класса D в басовых усилителях, была Genz Benz. Также большой вклад в развитие усилителей класса D сделала итальянская компания Markbass. Их усилители стали популярными благодаря их компактности, энергоэффективности и высокой мощности, что сделало их идеальными для музыкантов, которые часто гастролируют.
А что, если взять обычный гитарный процессор и приделать к нему лёгкий и мощный усилитель класса D, а затем поместить в корпус с динамиком? У нас получится «цифровой усилитель», если так можно выразиться. Существуют модели как с гитарными динамиками, так и с динамиками широкого спектра. Лично я за второй вариант. В процессоре уже есть масса эффектов, усилителей и кабинетов, поэтому ни к чему устраивать «масло масляное». К тому же, в случае с широкополосным динамиком, мы можем слушать обычную музыку через Bluetooth. Это удобно, если вы хотите поиграть под минусовку прямо здесь и сейчас.
В итоге, если вы хотите максимальной аутентичности – берите настоящий ламповый усилитель, но помните, что за это удовольствие придётся платить.
Рекомендую обратить внимание на Blackstar и Supro.
Транзисторный усилитель подойдёт начинающим гитаристам или активно путешествующим музыкантам, для которых стабильность — главный критерий. Хотя и про кристальный чистый звук забывать не стоит. Посмотрите на Orange и Roland.
Цифровые усилители – это самый удобный и комфортный формат. Для тех, кто хочет всегда иметь готовый звук под рукой. Здесь лидируют Mooer и Boss.
В любом случае, прежде чем совершить ошибку, обязательно попробуйте лично поиграть в разные усилители для того, чтобы понять, что действительно важно для вас в звуке.