Аудиоинтерфейс
Статья
Не секрет, что раньше услуги студии звукозаписи стоили гораздо дороже, и далеко не каждый мог себе это позволить. В 1953 году, когда Элвису было 18 лет, он продал свой грузовик, чтобы оплатить студийное время в Sun Studio в Мемфисе. И речь не шла о полном цикле производства — парня просто поставили перед микрофоном и попросили исполнить композицию. В начале эпохи звукозаписи все артисты так работали: до красной кнопки допускали только самых талантливых и подготовленных музыкантов, ведь никто не хотел лишних расходов, которые впоследствии могли даже не окупиться, не говоря уже о прибыли.
С течением времени технология записи совершенствовалась, а стоимость студийного времени уменьшалась. Продюсеры и музыканты могли проводить в студии по несколько дней в поисках необходимого звука. Самые крупные артисты арендовали студии на несколько недель или даже месяцев, чтобы полностью погрузиться в процесс.
В 1980-х всё чаще появлялись домашние студии, которые, безусловно, требовали существенных финансовых вложений, но позволяли избавиться от почасовой оплаты. Кроме того, развивались и компьютерные технологии. В 1989 году был представлен первый аудиоинтерфейс Digidesign Sound Tools (предшественник Pro Tools), который использовался во многих профессиональных студиях. Революция домашней записи произошла в начале 2000-х, когда рынок наполнился бюджетными USB-интерфейсами, например, M-Audio, Focusrite, Presonus. Это открыло совершенно новые горизонты в звукозаписи и позволило тысячам людей по всему миру записывать свою музыку дома, при этом оставаясь в рамках бюджета.
Так что же такое аудиоинтерфейс?
Аудиоинтерфейс — это устройство, которое преобразует аналоговый звук в цифровой сигнал (и обратно), позволяя записывать и воспроизводить аудио на компьютере.
Когда человек поёт, он создаёт звуковые волны, которые при помощи микрофона преобразуются в электрический сигнал. Этот сигнал трансформируется в цифровой при помощи конвертера и попадает в компьютер уже в виде нулей и единиц. Выходя из компьютера, сигнал из цифрового конвертируется обратно в электрический, и, подключив колонки, мы можем услышать его в форме привычной звуковой волны.
Основные характеристики аудиоинтерфейсов
1. Частота дискретизации
Когда аналоговый звук записывается в цифровой формат, он разбивается на точки (семплы), которые математически описывают звуковую волну. Сколько таких точек нам необходимо, чтобы достоверно оцифровать звук? Существует теорема Найквиста, которая говорит, что частота дискретизации должна быть как минимум в 2 раза выше самой высокой частоты звука. Принято считать, что человек слышит звук до 20 кГц. Но, чтобы избежать искажений на краю спектра, диапазон слегка увеличили и приняли за стандарт частоты дискретизации 44100 Гц. То есть при оцифровывании звуковой волны система выставляет 44100 точек в секунду. Именно такой формат до сих пор мы видим на CD-дисках и стриминговых сервисах.
Для профессионального видеопроизводства (телевидение, кино) был принят иной формат частоты дискретизации — 48 кГц. Это значение было необходимо для наилучшей синхронизации с телевизионными стандартами (PAL, NTSC) и использования в цифровых аудиомагнитофонах (DAT). Но люди обратили внимание, что чем выше частота дискретизации, тем больше деталей сохраняется в звуке, поэтому многие студии звукозаписи стали переходить на работу в 48 кГц.
Со временем оба стандарта решили удвоить до 88.2 кГц и 96 кГц соответственно. А когда погоня за цифрами стала трендом в маркетинге, то производители удвоили значения ещё раз, так получились 176.4 кГц и 192 кГц. Вопрос о том, действительно ли качество звука улучшается после частоты 48 кГц, до сих пор является открытым, и каждый остаётся при своём мнении. Но на всякий случай большинство современных аудиоинтерфейсов поддерживает частоту дискретизации до 192 кГц.
Не будем забывать, что чем больше точек, тем больше массив данных, который поступает в компьютер. Во-первых, это означает, что все записанные файлы будут иметь большой размер. Во-вторых, все эти точки компьютер должен успевать обрабатывать, а значит, повышается нагрузка на процессор. Лично я работаю в частоте 96 кГц и получаю максимально кристальный звук при средней загрузке мощности. С другой стороны, нет никаких оснований полагать, что, записывая в 44.1 кГц, результат будет ужасным. Тысячи великолепных записей в своё время были сделаны именно в этом формате.
2. Разрядность
Разрядность (bit depth) — это количество бит, используемых для представления одного аудиосемпла. Она определяет динамический диапазон и уровень детализации звука. Хотя стандартом для CD является 16 бит (динамический диапазон примерно 96 дБ), в студиях для записи обычно используют 24 бита, что даёт динамический диапазон около 144 дБ. В самых топовых устройствах записи можно найти 32-битные конвертеры, которые теоретически дают бесконечный динамический диапазон, исключающий клиппинг.
На мой взгляд, 24 бита — это оптимальное значение разрядности для записи, и я уже много лет использую именно это значение.
3. Количество входов и выходов
Подумайте заранее, что именно и в каком количестве вы будете записывать. Например, если вы поёте и одновременно записываете акустическую гитару дополнительным микрофоном, то это уже минимум 2 микрофонных входа (разъёмы в формате XLR). Если у вас гитарный процессор или педалборд, то подключить его можно в линейный вход аудиоинтерфейса (разъёмы в формате джека). Многие играют через VST-обработку, подключая гитару напрямую в инструментальный вход (Hi-Z). Такой вход имеет высокий импеданс, и звук с вашего звукоснимателя будет воспринят без потерь.
Иногда выходная мощность звукоснимателя настолько велика, что даже при полностью убранном гейне на входе аудиоинтерфейса сигнал клипует. Ещё чаще подобная ситуация происходит с бас-гитарами, так как амплитуда колебания толстых струн иногда выходит за рамки приличий, особенно если у вас активная электроника. В таких случаях необходим дибокс (DI Box), который способен принять очень мощный сигнал и при необходимости понизить его при помощи функции Pad (обычно это -20 дБ).
В случае с пьезозвукоснимателем акустической гитары вам также потребуется хороший инструментальный вход или дибокс.
Так что же выбрать?
Сейчас на рынке есть множество вариантов аудиоинтерфейсов, начиная от самых бюджетных и заканчивая невероятными студийными приборами. Но важно понимать, что если бы мы говорили на эту тему 10 лет назад, то качество различных моделей и производителей отличалось бы гораздо сильнее. Теперь же, когда все наступают друг другу на пятки и технология рвётся всё выше, то и дело упираясь в стеклянный потолок, я могу смело констатировать, что на сегодняшний день даже самые бюджетные варианты выполняют свою функцию на отлично. Чтобы понять и услышать разницу, вам, скорее всего, потребуется студия с акустическим оформлением и мониторами по цене квартиры в Челябинске.
Выбирать аудиоинтерфейс нужно, во-первых, по количеству входов и выходов. Во-вторых, по дизайну. Важно, чтобы вам всегда хотелось заниматься делом, используя ваше оборудование. В-третьих, по функционалу, как, например, вот этот Blackstar, был разработан специально для гитаристов и достоверно воссоздаёт вход реального усилителя, а также способен принимать сверхмощные сигналы с ваших примочек.
Чтобы управлять цифровым звуком внутри компьютера, потребуется специальная программа — DAW (Digital Audio Workstation). Об этом я обязательно расскажу в одной из будущих статей. Возможность качественной домашней записи — это благо цивилизации, которым обязательно нужно пользоваться.