Гитарные педали Electro-Harmonix B9 & C9 Organ Machine
3 августа 2015
Автор статьи — Сергей Тынку
Орган - это один из самых приятных для человеческого слуха инструментов. О появлении подобных примочек гитаристы мечтали очень давно. Музыкальная индустрия не первый год работала над его имитацией в гитарном формате. Количество отдаленно имитирующих орган пресетов в тех или иных гитарных процессорах просто зашкаливало еще с 90-ых годов, когда только появились первые гитарные процессоры.
Дальше всех и наиболее точнее по части органного звучания продвинулись Roland со своими гитарными синтезаторами. Однако, их решение не было совсем идеальным. Необходимость покупать большой дорогой синтезатор, который к тому же не работал без специального гитарного датчика не очень сильно радовала широкие гитарные массы. Плюс сама система функционировала не идеально в плане съема правильных нот. В общем, нужно было что-то более близкое и привычное. И вот в 21014 году оно появилось. И такое впечатление, что эти две педали (сначала представили B9, а потом C9) пришли всерьез и надолго.
На взгляд гитариста, то есть человека, который если и слышал нормальный орган, то по большей части в записи, эти примочки действительно выдают тот самый звук. До боли знакомый и приятный. Им хочется играть часами. Я просто не мог остановится чуть ли не до вечера, воткнувшись в субботу утром. Причем играть можно практически все - он чисто гитарных вещей вроде цеппелиновской Stairway To Heaven, мьюзовской Sing For Absolution или редхотчилипепперовской Under The Bridge, которые обретают второе дыхание, до каких-то клавишных вещей типа Баховской “Токатта и Фуга в Рэ-миноре” (какой гитариста не пробовал ее играть?), или опять таки Баховской “Прелюдии #1 в До-мажоре” (из ХТК), которую так любят исполнять классические гитаристы. (Надеюсь я ничего не напутал с названиями).
Большая часть вопросов, связанная с этими педалями, пытается прояснить в чем существенное различие между этими примочками и какая из них лучше. Я не могу сказать, какая лучше - они обе хороши и прекрасно дополняют (или продолжают) друг друга. Мне бы хотелось чтобы это было не две отдельных педали по 9 пресетов, а одна с 18 пресетами! И желательно чтобы в ней было три кнопки - включить эффект, переключиться на следующий пресет, переключиться на предыдущий эффект. Это была бы идеальная педаль органа, и, учитывая, любовь Electro-Harmonix к выпуску каждого из своих эффектов во множестве разных конфигураций, я не исключаю вероятности, что такая педаль когда-нибудь появится. Но пока она не вышла производитель советует покупать сразу две педали, и переключаться между ними, либо использовать сразу две в два разных усилка - и типа тогда у вас будет полное и окончательное органное счастье.
Выбрать же какую-то одну педаль из двух - крайне сложное занятие, поскольку пресеты очень разные. Какие-то из них очень похожи в обоих педалях, а какие-то не очень. Но они разные и ничего тут не поделаешь. Конечно, нормальному обычному гитаристу легко вообразить около 100 видов перегруза, но при этом сложно представить, что на свете может существовать аж 18 типов органного звучания. И это речь идет только о 18, которые воссоздали люди из Electro-Harmonix. В реальности же их скорее всего намного больше.
Если подходить к различиям B9 и C9 достаточно грубо, то можно сказать, что в B9 больше разных органных звуков, в том числе имитируется церковный орган. Плюс производитель в описании указывает песни (группы и исполнители), которые пытается воссоздать тот или иной пресет - это “96 Tears”, “Woolly Bully”, “House of the Rising Sun”, Procol Harum “Whiter Shade of Pale”, Led Zeppelin “Your Time is Going to Come”, Jimmy Smith.
А C9 якобы больше ориентирован именно на рок-орган (в отличие от B9, где есть джаз, госпел, классика и пр.). И пресеты C9 воссоздают саунд самых известных рок-органистов (и песен) - Keith Emerson из Emerson Lake and Palmer, Ray Manzarek из Doors с их хитом “Light My Fire”, Brain Eno и Daniel Lanois, Jon Lord из Deep Purple, Beatles “Strawberry Fields Forever”, Beatles “Let It Be”, Tornadoes “Telstar”, Led Zeppelin.
Но опять таки надо понимать, что все это весьма условно. И тот же “House of the Rising Sun” прекрасно звучит практически на любом пресете. Для того, чтобы видеть и ощущать всю разницу между пресетами надо иметь в своей голове очень хорошую звуковую-тембральную память, ну или быть клавишником. Для большинства же обычных гитаристов - это будут просто приятные звуки органов, которые он где-то слышал раньше.
Я не старался на этих примочках повторить чью-то конкретную клавишную линию или скопировать чей-то звук. Обычно берешь какую-то фразу или гармонию и просто прогоняешь по всем пресетам, глядя на то, где оно будет звучать получше. В одних пресетах могут ярче звучать низы, в других, например, выделяться верхи. Плюс ручки регулировки добавляют своего колорита. В общем, перед вами океан сладких звуков в которых можно прямо таки купаться.
Конечно, ощущения при этом крайне необычные. У вас не будет той динамики, которая следует за вашим звукоизвлечением при традиционном гитарном звучании. И сами звуки выходящие из усилителя будут казаться чем-то странным и чужим, как-будто это и не вы играете, а какие-то посторонние люди на других инструментах.
У меня были тревоги, что в обычные ламповые Marshall эти педали не зазвучат, и им нужно будет что-то типа комбика для акустической гитары, или клавишных. Ну или нужно будет куда-то воткнуться “в линию”. Однако, беспокойства были напрасны. Даже в заточенный под перегруз Marshall все это прекрасно звучало на канале чистого звука. Практически настоящий орган.
Играть с этим эффектом было очень приятно. Во-первых, можно было расслабиться на счет скорости. Она тут не нужна, иначе в большинстве пресетов ноты будут прилипать друг другу и образовывать нечто немузыкальное. А, во-вторых, всякие простенькие переборы и последовательности аккордов (тупо висящих по такту) звучат невероятно сочно и вкусно. То, что на одинокой гитаре без аккомпанемента может выглядеть бедно и скудно, с этими педалями приобретает наполненность и смысл.
Конечно, в Organ Machine очень много самого разного смысла. Во-первых, сэкономить на клавишнике (и самом инструменте) в кавер-бэнде, который играет классический рок кабацкого направления. Во-вторых, вам дается широченный простор для студийной работы и разного рода ковыряний над аранжировками. В-третьих, вам не нужно учиться клавишам если вы хотите какой-то незатейливой органной игры с приятными звуками. В-четвертых, вы действительно можете использовать это в своей музыке, даже если склонны к насквозь гитарному звучанию. Например, у того же Joe Satriani в песне Crowd Chant есть невероятно красивая гармония прямо таки Баховского стиля, которая исполняется на органе. Судя по концертному видео, это делает специально обученный клавишам человек. Но теперь когда на свете есть Organ Machine кто мешает Джо сыграть это без помощи клавишника?
Electro-Harmonix сделали очень интересную красиво звучающую педаль, имитирующую ситар. Две педали Organ Machine крайне удачно продолжают это начинание для гитаристов, не желающих учиться играть на других инструментах, не использующих миди-технологии, и в целом, можно сказать, консерваторов (будем честны, таких людей в гитарном мире просто навалом). Резонный вопрос, какой инструмент будет следующим в очереди на копирование? Пианино, саксофон или может быть скрипка?
Педали гитарных эффектов ELECTRO-HARMONIX