Статья «Гитарные педали Boss FDR-1 Fender '65 Deluxe Reverb и FBM-1 Fender`59 Bassman»
18 января 2016
Автор статьи – Сергей Тынку
Явление, когда производитель примочек выпускает какую-то имитирующую звучание того или иного усилителя педаль эффектов, давно не является чем-то из ряда вон выходящим. Таких приборов было сделано очень много разных, и они до сих пор регулярно появляются на рынке. Поэтому две педали Boss, посвященные усилителям Fender на первый взгляд не являются чем-то удивительным. Однако, при детальном рассмотрении, все оказывается более нетривиальным.
Во-первых, фендеровские усилители '65 Deluxe Reverb и `59 Bassman относятся к числу самых легендарных, классических, ну просто эталонных комбиков, которые входят в «пятерку самых крутых всех времен». Обычно когда речь заходит о моделировании и имитации звучания самых известных усилителей, то там всегда в первых строчках присутствуют Fender Deluxe Reverb и Fender `59 Bassman, как и Vox AC30 c Marshall JTM45. То есть задачу себе Boss выбрали весьма нетривиальную.
Во-вторых, когда речь идет о копировании «усилкового» звука посредством педалей (а не процессоров или софта), то как правило педали ограничиваются воссозданием перегруза того или иного усилителя, не продвигаясь дальше на территорию чистого звука. А вот Boss в своих «фендервоских» педалях как раз замахнулись еще и на чистый звук. В общем, серьезная заявка.
Главный вопрос всего этого действа только один – смогут ли примочки обычного ценового диапазона заменить усилители, которые стоят в десять раз больше. Четкого ответа не существует. Как сказал бы персонаж бессмертного романа Ильфа и Петрова, «кому и кобыла – невеста». Много ли вы видели блюзменов с флойд роузами? Сумеете ли вы поверить в то, что кто-то закостенелый в сотне правил, кто-то, считающий, что даже колки могут быть только одного дизайна 50-ых годов, не говоря о бренде и модели гитары, что такой человек будет играть на такой примочке даже если она вдруг будет идеальной?
В гитаризме люди сплошь и рядом выбирают не звук, а соответствие тем или иным олдскульным догмам. И если товарищ Блекмор играл на страте, то его поклонникам религия не позволит взять в руки ESP. А поклонники группы Creedence до сих пор не понимают, как Джон Фогерти играет на Music Man с флойдом. Поэтому для какой-то части аудитории эти фендеровские педали Boss не подойдут даже просто в силу самой идеи, близкой к надругательству над святынями.
Еще один момент, связанный со звучанием этих педалей состоит в том, что итоговое звучание любого усилителя складывается из суммы множества компонентов, среди которых одним из наиболее заметных являются динамики, из которых все это звучит. Поэтому когда вы будете включать педали в какие-то другие «нефендеровские» усилители, то динамики тех усилителей будут вносить свою лепту в итоговый саунд, удаляя его в разной степени от Fender.
Одна из самых смешных вещей состоит в том, что большинство ныне играющих на гитарах людей никогда не играли на Fender '65 Deluxe Reverb и Fender`59 Bassman. Если только в виде пресетов на тех или иных эмуляторах. Поэтому для них эти педали будут, чем-то непонятно для чего созданными.
Что-то такое звук 59 Bassman? Это упругие но сочные ноты с хорошей компрессией, образующиеся за счет четырех динамиков по 10 дюймов, и натуральный гейн за счет ручки громкости. Поставь туда другие динамики, например, 12 дюймов, и это пойдет в сторону к JTM45.
А 65 Deluxe Reverb – это чистый резкий звук с максимальным содержанием стекла и глубочайшим ревером в сочетании с вибрато. Эдакая ретро рокабили-серф-машина.
Boss очень аккуратно подошли к копированию классики, поместив на педали, насколько это было возможно, все ручки регулировки, что и на усилителях. Но, правда, добавлен регулятор гейна, которого нет на усилителях. А у FBM-1 даже два входа, чтобы можно было по-разному втыкаться как на оригинальном усилителе.
Если отстраниться от идеи копирования усилителей, то кратко эти педали можно описать как:
FDR-1 – двухполосный эквалайзер с тремя эффектами (легкий драйв, ревер, вибрато).
FBM-1 – эквалайзер (четыре диапазона) плюс овердрайв.
Если смотреть на педали именно с этой колокольни, то они приобретают несколько иной смысл, нежели просто копирование усилителей из древних эпох.
А теперь давайте поговорим про копирование. Если говорить о перегрузе и эффектах, то они достаточно точны. Ревер очень впечатляет. А вот общий тембр звучания – очень разный. Я подключал эти примочки в Marshall DSL, Peavey Classic, Orange AD, Egnater Tweaker, Randall RD, AXL Medway, Kustom Coupe – практически во все, что мог найти в московском магазине «Мир Музыки» и у себя дома. Результат, если говорить о похожести на Fender, был всегда очень разный. Где-то сильно похоже, где-то совсем из другой оперы.
Поэтому я бы рассматривал эти педали как просто интересные необычные фильтры, без привязки к имитации Fender. И в этом смысле, как овердрайв и ревер с вибрато, примочки достаточно своеобразны и необычны. Выделяются из большинства однотипных приборов. Я бы себе такие никогда не купил, поскольку мне для полноценной счастливой жизни нужны другие эффекты (дисторшен и дилей), но людям, склонным к олдскулу и не играющим с хайгейном, попробовать в том числе и эти педали рекомендую.
И вообще пробуйте как можно больше педалей – иногда там можно найти что-то действительно интересное и подходящее лично вам. Я за последние полгода потрогал, наверное, педалей семьдесят, что очень сильно раздвинуло мои горизонты и познания. Думаю продолжить на этой стезе. В очереди на завтра у меня еще одна порция MXR. Послушать новую педаль – это практически как книгу прочитать. Полезно и развивает.