Статья "Динамики Celestion Heritage G12M и G12EVH"
24 октября 2016
Автор статьи - Сергей Иванов
Большинство начинающих гитаристов, взяв гитару в руки, тут же испытывают глубочайшее разочарование, почему же никак им не удаётся добиться звучания хоть как-то приближенного к саунду их кумиров. По началу они списывают это на недостаточные навыки игры. Подучившись, списывают на плохой инструмент. Купив гитару подороже, и в очередной раз разочаровавшись, они начинают менять звукосниматели, но опять ничего не выходит. Далее они думают, что дело в примочке. Покупают в первую очередь серийные педали от Boss, MXR и др., затем бутиковые, потом гоняются за винтажными, "теми самыми, правильными”, но в итоге звук опять не тот. В конце концов, большинство смиряется с этим и уповает на то, что звёзды играют на каких-то волшебных, специально сделанных для них инструментах и примочках, а для простого обывателя производители гитар специально делают гитары похуже, чтобы оградить звёзд от конкуренции.
История же показывает огромное количество примеров, когда великие гитаристы, не достигнув ещё звёздного статуса, записывают свои лучшие альбомы на обычных серийных инструментах, не самых дорогих, из ближайшего магазина, а то и на кривых самопалах, собранных на коленке.
В чём же тут секрет?
Полноценный гитарный саунд формируют не только и не столько дерево и звукосниматели, как принято считать, а в гораздо большей степени усилитель и
акустическая система.
Чтобы понять это, просто сравните звучание гитары в линию со звучанием в комбик, и почуствуйте разницу. Именно усилитель и колонка – основа гитарного саунда. Даже супердорогой кастом шоп в плохой усилитель будет звучать хуже, чем дешёвый ширпотреб в хороший аппарат. Да, дешёвая гитара будет менее удобна, она будет фонить, расстраиваться, у неё будут паразитные биения, волчки и прочие неблагозвучности, но в целом, в хороший комбик она будет звучать очень близко к тому, что можно услышать на альбомах. А дорогой кастом шоп, воткнутый в музыкальный центр или паршивый комбик будет звучать ничуть не лучше, чем неподключенная гитара с приложенным к корпусу ухом исполнителя, и ни одна примочка ситуацию не исправит.
Гитара лишь инструмент, формирующий исходный звуковой сигнал. Она должна быть удобна для лёгкого звукоизвлечения, хорошо строить, не давать петуха на отдельных нотах, не затыкаться. Усилитель же подготавливает звук для окончательной подачи, где конечным звеном является динамик. Даже пресловутый сустейн – заслуга не столько вклеенного или сквозного грифа. Он легко добивается на хорошей громкости за счёт обратной связи между гитарой и динамиком.
Я помню стародавнее интервью гитариста Metallica, Кёрка Хэммета, где он рассказывал как он будучи ещё подростком, работая в Burger King, откладывал деньги чтобы купить Gibson Flyin'V своей мечты. Что он с ним только не делал, какие звукосниматели не ставил, ничего не помогало заставить гитару зазвучать, пока он, наконец, не воткнул её в Marshall. Только тогда он и понял, что гитара – это лишь одна из составляющих полноценного саунда. Сколько же перспективных гитаристов бросили это занятие, так и не добившись более-менее сносного звучания.
Подведу итог сказанному выше. Чтобы получить саунд вашего кумира, одних гитары и примочки недостаточно. Обязательно нужен гитарный усилитель. Даже если вы играете дома, нужен усилитель с динамиком нормального размера, полноценно воспроизводящего частоты гитарного диапазона, ни как не 6-дюймовой «пищалкой», а диаметром хотя бы 8, а лучше 12 дюймов.
Тут возникает ещё одна проблема:
Практически любой гитарный комбик, даже самый паршивый, вдруг раскрывает себя, если его включить в нормальный внешний кабинет.
В чём же тут секрет?
А тут опять же всё очень просто. Многие производители экономят, и втыкают в комбики обычные среднечастотные ширпотребные динамики, не заточенные под гитарный саунд. Эту ситуацию можно легко исправить, если заменить динамик на тот, который предназначен именно для гитары. Как и в звукосниматели, в гитарные динамики заложена определённая эквализация, позволяющая получить правильный именно гитарный звук. Приведу пример из своего собственного опыта.
В середине первой декады нулевых я приобрёл для домашних занятий недорогой комбик Kustom 12 Gauge. Сейчас эта модель уже не производится, и ему на замену пришёл KG112 от тех же самых Kustom.
До этого у меня было много разных усилителей. Когда-то это был Marshall Valvestate 8080, который я сменил на Fender Hot Rod Deluxe, потому что хотел полноценный ламповый аппарат. Fender оказался слишком громким для дома, и я сменил его на хоть и более мощный Crate Vintage Club, но с двумя полноценными каналами и, самое главное, с мастер-громкостью, позволяющей заниматься дома, не нервируя родственников и соседей. После я играл в связке преамп-оконечник-обработка-кабинет. Это были то Marshall JMP1, то ADA MP1, оконечник и кабинет Marshall и различные приборы обработки от Rocktron, Roland, Yamaha и др.
Я даже использовал одно время радиосистему AKG со всем этим набором, когда у меня было место на рэковой полке для Boss VF-1 и оставалось ещё полурэковое пространство ещё для одного прибора.
В конце концов я завязал с живой работой, продал и машину и весь этот набор, но для сессионной работы мне нужен был какой-то комбик дома, и я взял простейший транзисторный Kustom.
12 Gauge меня привлёк прежде всего полноразмерным динамиком. В то время это был первый недорогой 12" комбик на рынке, позволяющий играть дома на малой громкости. Тем не менее, он оказался достаточно большим и громким, не смотря на свои 20Вт. Сперва я ставил его на кресло, уткнув динамиком в спинку, дабы не нервировать соседей, но потом плюнул на них и просто поставил его посреди комнаты, попутно используя как столик для пива и закуски.
Изначально он звучал не ахти, но то ли динамики имеют свойство разыгрываться, то ли ухо со временем замыливается, через пару лет он даже на собственном дисторшне без внешних примочек зазвучал практически не хуже Дайма лучших альбомов Pantera. Может я, конечно, себе льщу, но звучал он и правда неплохо.
В то время я снимал квартиру и подо мной жила очень вредная бабка, которую моя игра на гитаре очень доставала, и я подумал, что я могу решить проблему, установив в комбик динамик с большим сопротивлением. Я подумал, если усилитель в комбике 4-омный, то поставив фирменный 8-омный динамик я сделаю его хотя бы раза в полтора тише.
И вот я обратился к местному дистрибьютору Celestion и приобрёл динамик G12H Anniversary. Тогда я не выбирал какой-то специальный динамик. Дело в том, что они не держат почему-то динамики в магазине, а привозят их с загородного склада по предоплате, и я взял то, что было на местном складе.
Вопреки моим надеждам, комбик зазвучал ещё громче, но кардинально изменился характер звука. Что бы я не пытался играть, будь то Megadeth, Van Halen, Motley Crue или Pantera, это был тот фирменный гитарный звук, что я привык слушать на пластинках.
С тех пор я начал глубоко изучать характер различных динамиков и сделал определённые выводы. Я даже стал различать их на слух. Слушая Оззи я слышу в какой песне Закк лабает через Celestion Greenback, а в какой через Electro Voice EVM12. Я и вам рекомендую провести те же эксперименты, благо, фирменный динами по цене вполне сопоставим с фирменным гитарным звукоснимателем. Я думаю, если вы попробуете, вы обязательно найдёте именно тот динамик, который более всего подойдёт вам.
От себя же я, для домашних занятий я порекомендую обратить внимание на Celestion Heritage G12M и Celesrion G12EVH.
Что же такое Heritage G12M и чем он так хорош?
Во-первых, это одна из немногих моделей, которая производится в Англии! А не в Китае.
Во-вторых, эта модель изготавливается по оригинальным спецификациям динамика Greenback .
Celestion Heritage – это переиздание того самого легендарного Greenback, по тем самым технологиям, используемым до того, как Rola, поглотившая Celestion, изминила технологию, чтобы увеличить мощность “гринбека”, в ущерб его тембральным характеристикам. Сегодня смешно видеть, что прозвище Greenback пре-ролавских G12M стало официальным именем современных китайских “гринбеков”, а оригинальные Heritage этого имени не имеют.
Heritage G12M появились на рынке благодаря ребятам из Matchless, которые скупили и уже исчерпали все запасы NOS пре-ролавских “гринбэков”. Огромное спасибо, конечно, стоило бы сказать блоку NATO, косвенно приложившим руку к появлению этого динамика.
Дело в том, что медную проволоку для Heritage поставляет производитель, продукция которого попадает в категорию военной промышленности, и он не может поставлять продукцию потенциальному противнику. По этой же причине в России случился серьёзный перебой со струнами Elixir и отчасти ботинками Ecco, когда компании Gore, основная отрасль которых медицинская и военная промышленность, запретили поставлять продукцию в Россию согласно санкциям. Благодаря этому переиздание реализовали в Англии, а не в Китае.
В чём же различия между китайским Greenback и Heritage G12M?
Heritage чуть менее мощный, 20Вт RMS против 25 “гринбэков”.
У Heritage, равно как и у пре-ролавского «гринбэка» не так замылены верха, и не так бубнят низы. Этот динамик звучит прозрачнее на чистом звуке, особенно заметно с усилителями Vox, и у него больше презенса, очень заметного с Marshall.
У Heritage более чёткий и не такой бубнящий низ, идеальный для рифов с дисторшн. Именно «дж-дж-дж», а не «па-па-па».
Также у Heritage G12M есть родной брат, именная модель Эдди Ван Хэйлена G12EVH.
Разницы между этими динамиками почти нет, хотя, правильнее сказать, совсем нет. Единственное чем они отличаются, так тем, что e EVH магнит обтянут не зелёным пластиком, а чёрным, и на сзади наклейка в фирменных ванхэйленовских полосках. В остальном это тот же самый пре-ролавский гринбэк, того же Английского (!) производства, ничем не отличающийся от Heritage G12M. Разве что тем, что у местного дистрибьютора на него сегодня какая-то очень смешная цена, видимо где-то повезло с логистикой. Стоит он сейчас дешевле даже китайского «гринбэка». Однозначно надо пользоваться моментом, пока они не просекли фишку.
Постскриптумом замечу ожидаемый вопрос от поклонников не менее легендарного динамика Celestion Vintage 30, почему я рекомендую именно “гринбек” или Ван Хэйлена. Vintage 30 – великолепный динамик, ничем не хуже “гринбэка”, но… Он очень мощный, очень пробивной, идеальный для живой работы, но в этом обзоре я писал больше о домашних комбиках и кабинетах. V30 отлично ложится в микс, но не так комфортен для игры без группы, его гораздо труднее раскачать маломощным усилителем. Если вы играете с записью, то Vintage 30 вам возможно подойдёт больше, но если вы играете без ансамбля, один, сам, то проверьте сами, с “гринбеком” играть комфортнее.