Статья «Гитарный динамик – твой следующий шаг апгрейда»
7 июля 2016
Автор – Сергей Тынку
«Тюнинг и модинг» - это занятие всегда привлекало мужчин по всему миру. Доделать что-то в своем автомобиле, допаять какой-то блок в радиоприемнике, обмотать что-то изолентой, и даже нацепить значок на рюкзак – это те маленькие улучшения мира, без погружения в которые мужчины ощущали себя не в своей тарелке. Помню, как в еще СССР мы, школьники, одетые в одинаковую форму, находили способ кастомизировать форму, расписывая шариковой шевроны на рукавах.В этом плане увлечение электрогитарой открывает невероятно широкие возможности для подобного времяпрепровождения.
Можно начать с необычных строев и новых калибров струн. Далее продвинуться в какой-нибудь индивидуальной редко встречающейся отстройке бриджа и анкера . И в финале заменить на гитаре гриф… или топ корпуса. Как бы дико это не звучало, но такие случаи тоже встречаются и они нельзя сказать, что были бы какой-то невероятной редкостью. На электрогитарах люди меняют все. Перекрашивают, ставят новые лады, меняют «железо» и электронику, снимают палисандр с рабочей поверхности грифа, «утончают» сами грифы – фантазия гитаристов по части апгрейдов давно перешагнула масштабы в плане сочинения новой музыки.
Как правило, апгрейдом только инструментов музыканты не ограничиваются и активно меняют элементы конструкции примочек и усилителей. Заменить резисторы, конденсаторы, лампы, провода, гнезда, добавить переключатели – это же просто праздник на улице перфекциониста по пути к абсолютному совершенству.
В этой связи, как ни странно, есть один компонент в цепочке построения гитарного звука, который, можно сказать, является аутсайдером по части апгрейда, поскольку гитаристы задумываются о нем в последнюю очередь, не смотря на глобальное влияние на конечный результат в плане звука. Речь идет о динамиках в гитарных кабинетах и комбиках. Можно до бесконечности менять датчики, подбирать усилители и крутить ручки на примочках, а в итоге динамики, которые стоят на выходе вашей цепи вносят настолько глобальный вклад в ваше звучание, изменяя частотный диапазон, содержание гейна, компрессию, так называемую «мягкость и бархатистость», что просто глупо думать о создании звукового тракта без учета того, что за динамики у вас будут в конце дороги.
В том, как динамики влияют на звук очень легко убедиться в любом гитарном магазине. Просто возьмите гитарную голову и по очереди подключите ее в колонки с разными динамиками. Если вы никогда не думали о влиянии динамиков на звук, то результат вас может потрясти. Просто смешно сколько людей меняют те или иные элементы своей звуковой цепи, и практически никогда не задумываются о динамиках. Хотя замена динамиков – это совсем не сложная процедура и множество людей, умеющих держать в руках паяльник, сможет выполнить ее самостоятельно. Но все же что-то останавливает людей от этой процедуры. Что именно?
Мне кажется, что основной сдерживающий шаг в замене динамиков помимо некоторого пробела в знаниях заключался в том, что, как правило, эти самые динамики крайне сложно найти в магазинах. Они не лежат россыпями на витринах. Будем честны, большая часть гитарных магазинов мира не бог весть каких размеров и в подавляющем числе подобных торговых точек даже найти варианты кабинетов с разными динамиками – это уже проблема. А уж просто набор отдельных динамиков, да еще чтобы под рукой были грамотные продавцы, умеющие объяснить чем «гринбек» отличается от «алнико блю» - это уже практически из области фантастики.
Сейчас ситуация с динамиками кардинально изменилась. По крайней мере, по части информированности населения. Раньше ты не всегда знал, что стоит в твоем кабинете или комбике, и ты не всегда понимал, что туда можно запихнуть другое в целях улучшения. Интернет все расставил по своим местам. Теперь благодаря всемирной сети, всегда можно досконально выяснить, что стоит у тебя в усилке, и какие вообще бывают динамики, чем они отличаются, какие у них характеристики, как звучат и что несут гитаристу. Благодаря интернету, ты можешь получить ответы на такие совсем уж замороченные вопросы типа моделей кабинетов твоего гитарного кумира (ну или просто музыканта, чей звук тебе нравится), и что за динамики там стоят.
В сети «Мир Музыки» сейчас образовалась уникальная ситуация. Во-первых, есть в наличии очень много разных гитарных динамиков, и, во-вторых, на них серьезно снижены цены. Если и есть время наиболее подходящее для покупки динамиков, то оно именно наступило именно сейчас. Остановлюсь на некоторых наиболее интересных, на мой взгляд, моделях.
Celestion G12M-25 Greenback - самые легендарные в истории электрогитары динамики, которые можно назвать звуком классического рока. Бесконечное число звезд (от AC/DC до Malmsteen) выступали и записывались с этими динамиками, которые ставили в старые легендарные кабинеты Marshall.
Celestion Alnico Blue - это едва ли не самый лучший динамик для чистого звука. Кристальный саунд, полный стекла. Такие динамики ставят на дорогие версии комбиков Vox AC15 (на тех AC15, что подешевле, стоят Celestion G12M Greenback)
Celestion Vintage 30 - на сегодняшний день возможно самый популярный в мире динамик для усилителей, которые заточены на тяжелую музыку. Достаточно сказать, что именно эти динамики устанавливаются в кабинетах Mesa Boogie Rectifier.
Celestion G12 EVH - именные динамики Эдди Ван Халена, которые он использует в кабинетах EVH 5150 для достижения легендарного «коричневого » саунда. По факту это 20-ваттная версия «гринбеков», которая звучит несколько иначе, нежели более популярная 25-Fваттная модель «гринбеков» G12-25M. Эдди всю жизнь играл через колонки с этими динамиками, и которые сейчас можно купить, либо как его именные G12 EVH, либо как Celestion Heritage G12M, различающиеся оформлением.
Все динамики, о которых я упомянул выше, относятся к разряду комплектующих к дорогим усилительным системам высшего класса. На них записываются и играют концерты самые известные музыканты планеты. Как правило, у оборудования такого уровня есть только один недостаток – оно достаточно дорого стоит. Замена динамиков в недорогих комбиках и кабинетах на более высокий класс дает реальную возможность сэкономить на покупке брендового оборудования, получив при этом максимально близкий к хорошему звучанию уровень качества.