Статья «Аксессуары для классических гитар»
22 июля 2016
Автор статьи – Сергей Иванов
Как и в случае со многими другими музыкальными инструментами, классическая гитара нуждается во множество полезных мелочей, которые существенно облегчают жизнь музыканта. В этой статье я попробую описать наиболее необходимые, и начну с приспособлений, для удобства игры на гитаре.
Конструктивная особенность классической гитары такова, что гитара стремится расположиться горизонтально. Это неудобно, особенно для игры сидя, и гитарист старается расположить гитару под углом, чтобы поднять гриф хотя бы на уровень плеча. Поддерживать груз левой рукой не очень удобно, ей хватает и так работы, и лишнее напряжение сковывает подвижность и вызывает усталость. Первое, что приходит в голову, это уложить гитару выемкой обечайки на бедро левой ноги. Если поднять левую ногу выше, то угол становится ещё более удобным, и чтобы поддерживать ногу на необходимой высоте, производят
подставки с регулируемой высотой.

Можно изменить угол гитары и другим способом, например, повесив гитару на
ремень. Но у классической гитары обычно нет никаких антабок или пуговиц, к чему можно было прикрепить на стандартный ремень. Специально для этого случая производятся
ремни с зацепами.
Ремень такой конструкции имеет дополнительную лямку, которая опоясывает гитару снизу и цепляется крючком за резонаторное отверстие. Встречаются ремни и с двумя дополнительными лямками, для зацепки за резонаторное отверстие с двух сторон. Также производятся присоски для использования стандартного ремня, вроде тех, что используют домохозяйки на кухне.
Ещё один способ придания гитаре нужного угла – специальный
суппорт, который крепится к обечайке на присосках или струбцинах и упирается прикладом в бедро.
Как альтернатива суппорту, производятся ещё и специальные
подушечки в форме полумесяца, вставляемые между выемкой обечайки и бедром.
Конструкция классической гитары такова, что угол между верхней декой и обечайкой впивается в предплечье правой руки, и может даже оставить синяки и шишки. Для защиты предплечья производится
армрест, который крепится подобно описанному выше суппорту.
Для того, чтобы ноты, извлекаемые правой рукой звучали ярко и чисто, необходим уход за ногтями. Ногти должны быть аккуратно и ровно обработаны. Очень важно, чтобы внутренняя поверхность ногтя, напрямую соприкасающаяся со струной, была гладкой, без зазубрин. Для обработки этой поверхности можно использовать маникюрную полировочную
пилку, которые продаются в женских магазинах.
Если у вас нет возможности отращивать длинные ногти, можно пользоваться специальными
медиаторами-когтями.
Обратите внимание на то, что когти надевают на подушечки пальцев, а не поверх ногтей.
Коготь большого пальца может обогатить вашу игру новыми приёмами, такими, как извлечение нот ударом вверх, часто используемое джазовыми фингерстайлерами для игры шагающего баса и кантри-гитаристами для сольных пассажей.
Для того, чтобы гитара прослужила долго, необходимо соблюдать должные условия хранения. Гитары, полностью или частично изготовленные из массива, подвержены влиянию климатических перепадов. Все фабрики, производящие гитары, расположены в морском или умеренном климатических поясах, для которых характерна высокая влажность. Даже если принудительно высушить древесину в печке, все равно в процессе изготовления древесина вберёт в себя влагу из окружающей атмосферы до уровня характерного для местных климатических условий.
Большая часть России расположена в резко-континентальном климате, с огромными сезонными перепадами влажности, которые усугубляются во время отопительного сезона. Зимой влажность в помещении может упасть ниже 20%, в то время как изготовление гитар осуществляется при влажности 40-60%.
Когда влажность падает ниже критической отметки, с древесиной могут произойти необратимые изменения, приводящие к деформации. Всё это усугубляется разницей в сжатии разных пород дерева в местах их сопряжения, а также применением деталей, не подверженных климатическому влиянию.
Результатом климатических перепадов могут быть как мелкие неприятности в виде торчащих по краям накладки ладов, так и серьезные в виде лопнувших дек.
Чтобы избежать этого, необходима поддержка должного микроклимата. Легче всего этого добиться, если хранить гитару в
кейсе.
Для поддержки микроклимата купите
хьюмидифаер для поддержания должной влажности гитары в кейсе, не забывайте его периодически заправлять.
Я рекомендую использовать дистиллированную воду, вода из под крана может зацвести, и дерево, помимо влажности, впитает в себя неприятный запах. Для измерения влажности пользуйтесь
гигрометром. Оптимальная влажность для сохранения гитары – 40-60%.
Для транспортировки гитар на небольшие расстояния кейсы не очень удобны. Они громозские и тяжёлые. Гораздо удобнее передвигаться с гитарой в
чехле за плечами и свободными руками.
На концертах и во время занятий гитару удобно держать на гитарной
стойке.
Дома хранить можно и на настенном
крюке, но не забывайте после убирать гитару в кейс для её же безопасности.
Одной лишь поддержки микроклимата недостаточно для сохранения гитары. Чёрное дерево и палисандр, используемые для изготовления струнодержателя и накладки грифа – маслянистые сорта древесины, и теряя масло, они могут рассохнуться и треснуть или покоробится. Для ухода за чёрным деревом пользуйтесь
лимонным маслом ,а для ухода за палисандром специальным
кондиционером, предварительно очистив специальным
средством для очистки накладки грифа.
Для ухода за глянцевым покрытием корпуса и тыльной поверхности грифа пользуйтесь специальным
очищающим спреем , а для восстановления матового покрытия, средства восковой
мастикой.
Гитаристы стиля фламенко используют в практике приём голпе, ритмичное постукивание пальцами по верхней деке. Для защиты деки от царапин и вмятин, оставляемых ногтями, на верхнюю деку наклеивают защитные голпеадоры, тонкие полоски целлулоида или искусственной кости.
Для продления срока службы струн необходимо соблюдать правила гигиены. Пот, грязь и чешуйки кожи, деформированной от взаимодействия со струнами окисляют и коррозируют металлическую оплётку струн и оставляют пятна не только на струнах, но и на лаковом покрытии, а также на накладке грифа. Производится огромное количество косметических средств, позволяющих надолго сохранить и омолодить как гитару, так и струны. Во-первых, это специальные салфетки и спреи для обработки рук.
Во-вторых,
средства для очистки струн, как
чистящие жидкости, для глубокой очистки, так и
лубриканты для подготовки струн к концерту или репетиции.
Тонкая оплётка четвёртой струны очень быстро перетирается о ладовые порожки. Чтобы продлить жизнь струны, существует нехитрый способ. Оставьте на колке достаточный запас свободной струны и раз в неделю перетягивайте струну, смещая деформируемое место с ладового порожка.
Электроакустические гитары подвержены обратной связи и паразитным заводкам. Для борьбы с этими явлениями производятся специальные заглушки, вставляемые в резонаторное отверстие гитары. Существует 2 основных стандарта заглушек. Диаметр резонтаторного отверстия у большинства вестерн-гитар Dreadnought и Jumbo - 98-102мм, а у классических и Folk-гитар – 84-88мм, довольно таки большая редкость, не так много производителей их предлагают. Заглушка позволяет также приглушить громкость гитары, что позволяет заниматься дома поздно вечером или рано утром не беспокоя родственников и соседей.
Для настройки гитары используют
камертоны, но гораздо удобнее пользоваться электронным
тюнером, особенно прищепкой, прикрепляемой к головке грифа. Многие тюнеры имеют встроенный электронный
метроном, хотя большинство консервативно настроенных гитаристов предпочитают электронном метроному механический Wittner. Электронный метроном также может быть выполнен в виде самостоятельного устройства, без тюнера.
Для транспонирования музыкальных произведений пользуются
каподастром. Каподастр может быть полезен также и для создания специальных эффектов, при использовании открытых аккордовых строёв, отличных от стандартного квартового. В этом случае удобнее использовать
каподастр-прищепку, который мгновенно можно переместить на любой лад.
Это в отличается от
стационарных каподастров, требующих времени на отстёгивание или отвинчивание.
И последнее, о чём я хотел бы упомянуть, это подставка для нот или
пюпитр. Существует множество пюпитров различной конструкции.
Складной пюпитр в сложенном виде умещается в карман чехла, и удобен для транспортировки.
А стационарный, или как его называют ещё,
дирижёрский пульт выдерживает вес толстых учебников, с которыми не справляется.
Кроме напольных, производятся также пюпитры на присоске, прикрепляемые к любой поверхности, будь то окружающая мебель или сама гитара. Существуют даже пюпитры для смартфонов или планшетных компьютеров, прикрепляемые к головке грифа или верхней деке.