MXR M109 Six Band EQ
8 августа 2008
Автор текста - Юзликеев Филипп
Kerry King из группы Slayer как-то сказал, что главным «оружием» в его арсенале является эквалайзер. Люди, знакомые с творчеством легендарной и одной из самых авторитетных трэш-металл команд мира, должны были удивиться, узнав, что яростный сверхмощный и тяжелый громоподобный, словно рев истребителя, звук гитаристов создается на не самом обширном количестве оборудования. Понятно, что этому, по большей части, способствует потрясающий талант супергитаристов, но практика показывает, что существуют и другие «маленькие хитрости».
Знаменитый гитарист в своем творчестве использует подписной 10-полосный эквалайзер от фирмы MXR. Несомненно, это — отличный агрегат, который здорово выправляет звук. На сегодняшнем обзоре же имеется мое последнее приобретение: более бюджетный 6-ти полосный простенький аппарат.
Надо сказать, что много лет я не видел особого смысла приобретать отдельный эквалайзер, считая, что ручки усилителя и педали дисторшн успешно справляются с задачей отстроить звук. Однако дальнейшие потребности и практика игры в различных местах заставили пересмотреть свои взгляды, особенно когда приобрел последнюю гитару из красного дерева и верхних частот в звуке стало как-то не хватать. Также я понял, что цепь педалей может плохо себя вести, если не контролировать ее дополнительными средствами, да и универсальности в звуке можно получить намного больше, если есть эквалайзер. Таким образом я пришел к тому, что мне нужен подобный агрегат. Как опытный юзер продукции Dunlop и осознающий ее высочайшее качество, я был склонен к приобретению педали от этой фирмы. Однако на другой чаше весов находился девайс от фирмы Boss. Выбрать было достаточно трудно, но в последствии я не изменил себе и выбрал MXR.
Педаль представляет из себя небольшую коробочку темного цвета в прочном стальном корпусе. 6 полос в диапазоне от 100 до 3200 герц. Питание от стандартного 9-вольтового блока (сигнатура Kerry King питается от 18 вольт) или батарейки. Собрано, как и полагается в США. Иными словами — солидный качественный девайс от знаменитой фирмы, качество которого не вызывает никаких сомнений.
Так почему же я выбрал этот, а не более универсальный 7-полосный? Дело в том, что в природе обычно соблюдается равновесие, потому если на Boss добавили одну полосу, то он должен скрывать в себе какие-то «ущербности» в сравнении со своим собратом. Так и получилось: тайваньская педаль, которая звучит, как мне показалось, более «пластмассово», имеет меньший диапазон для того, чтобы управлять частотами ( -15 dB- +15 dB против 18 в обе стороны), в силу чего хуже бустит гитарный сигнал. А дополнительная полоса на «верхах» не показалась жизненно необходимой. Также ее отличают более громоздкие размеры, в то время как MXR размером — чуть больше пачки сигарет и легко может носиться даже в кармане. В общем, любовь к марке — любовью, но тут победила именно прагматика.
Придя домой и подключив его в цепь, я протащился! Во-первых, эквалайзер очень круто бустанул гитарный сигнал, отчего слабенький домашний комбик зазвучал мощнее, ярче и громче. Во-вторых, конечно же, я выправил общий звук по частотам и получил нечто более приятное для уха, скажу даже, что благородность общего звука возросла. В-третьих, мой любимый Double Shot Distortion зазвучал совершенно по-новому! Дело в том, что эквалайзер за счет большого количества настроек с частотами и бустера позволяет очень широко варьировать звук примочки, особенно такой разносторонней, как Double Shot. Провалив середину и подняв басы и верхи, можно сотворить убойный трэш-металл саунд при не самом высоком запасе гейна. Накрутив середины — получить более винтажной окраски от «злых» педалей и т.д. В общем — лепи, что душе угодно. Конечно, никто не гарантирует, что из именной педали MXR Dimebag Darrell вы получите звук Eric Clapton или из какого-нибудь старенького фузза — мечту ню-металлиста, но факт остается фактом: эквалайзер позволяет добиться многого, а примером этой аксиомы на практике является сам маэстро Kerry King...
Если говорить о дополнительном применении эквалайзера, то его можно отлично использовать для переключения на соло-игру: поставить все почти в ноль, немного приподняв верхи и середину, играть ритм-партии при выключенном эквалайзере, а потом врубить его на соло. Получится, что и сигнал стал громче и «прорезать» будет лучше.
Настоящим же испытанием стал следующий эксперимент: несколько дней я не мог использовать комбо, потому встрял вопрос: «Через что играть?» Не люблю использовать педали через компьютер, но выхода не было. Подключив гитару к компьютерной системе 5.1 через Double Shot (для чистоты эксперимента — минуя неплохую внешнюю звуковую карту, которая могла бы существенно улучшить звуковые характеристики!) и задействовав M 109, я получил (чему был очень удивлен) весьма неплохой хард-роковый звук, играть на котором было вовсе не противно. Продолжая эксперименты, я взял совсем дешевый комбо Ibanez GTA-10 (из знаменитого комплекта «Jumpstart») и попробовал поиграться эквалайзером на его родном (безобразном, к слову) перегрузе. Удивившись во второй раз, я не обламываясь поиграл на полученном звуке, ибо он был весьма неплох. Я уж молчу о том, что творит эквалайзер с более дорогими транзисторными усилителями. И уж совсем умолчу про то, что творит с дорогими и ламповыми.
Итогом стало то, что я теперь, как и гитарист группы «Slayer», не представляю свой звук без эквалайзера. Скажу даже больше: мне теперь стало казаться, что эквалайзер — это самая нужная примочка гитариста, возможно даже, — более нужная, нежели педаль перегруза, т.к. позволяет сотворить приличный звук даже на самом плохом аппарате.
Вот так, порой маленькие хитрости позволяют нам чувствовать себя куда счастливее в этой жизни!
P.S. А в будущем, осознав все прелести, я планирую обзавестись более солидным, 10-полосным агрегатом. Не решил еще — сигнатура KFK-1EU Kerry King это будет или просто 10-полосник M 108 EQ. А нынешний продавать не думаю, скорее всего, — буду использовать в цепи 2 педали (в начале и в конце), эквалайзера много не бывает!