Обзор басового усилителя EBS FAFNER II
18 апреля 2016
Автор обзора — Александр Авдуевский
Фафнир – дракон из скандинавской мифологии, наделенный, как полагается, немалой физической и магической силой. Назвав в его честь свой флагманский басовый усилитель, компания EBS недвусмысленно намекает не только на шведское происхождение, но и на мощность и большое количество различных функций и характеристик.
Украшенный руной F («Феху», символ богатства и благополучия ) Fafner II – профессиональный усилитель, который EBS постарались сделать агрегатом буквально на все случаи жизни. Выходная мощность 750 Вт/2Ом достаточна чтобы усилитель мог работать в туринге любого масштаба, а архитектура предусилителя и многочисленные входы/выходы позволяют вписаться в самые разнообразные предпочтения касательно жанров, педалбордов и рэков. Кстати, исполнение усилителя универсальное – он, как есть, сразу готов и для установки и в рэк (3U) и в стек.
Усилитель двухканальный, хотя это не совсем каналы в привычном смысле (когда звучит либо один, отключен другой). Фактически у Fafner II в предусилителе имеется две независимых секции, которые могут использоваться порознь или одновременно, причем в разных режимах коммутации (об этом чуть позже).
Кроме каналов (для простоты будем называть их так) сигнальный тракт предусилителя включает в себя также входную секцию. Она содержит регулировку гейна, за которой идут два предварительных фильтра. Эти две кнопки на передней панели (или на ножном переключателе) отвечают за подъем верхних и нижних частот соответственно, и происходит это независимо от того, что нарулено на каналах.
Канал Clean, как следует из названия, это современный транзисторный басовый звук – полнодиапазонный и прозрачный. Индивидуальные настройки канала включают в себя регулировку громкости и трехполосный тембр-блок с параметрической серединой. Параметрика включает в себя регулировку центральной частоты (100Гц-4кГц) и кнопку Hi-Q, позволяющую выбирать разную добротность фильтра (более узкий «горб» одновременно и более высокий). При желании, весь тембр-блок можно отключить одной кнопкой на передней панели или ножном переключателе. За тембр-блоком следует компрессор/лимитер. Кнопка его активации и настройка степени компрессии находятся среди регулировок входной секции, но работает он именно на выходе чистого канала. (А на выход драйва ставить его нет смысла, уже потому, что овердрайв - сам себе компрессор, после него компрессировать особо нечего). Завершает тракт чистого канала ламповый буфер, активизируемой кнопкой Tube. Он привносит в звук теплые ламповые обертона и мягкую винтажную компрессию.
Канал Drive – это специализированная «линия перегрузки», что и отражается в его индивидуальных настройках. У него имеется отдельная регулировка уровня (тут ничего оригинального); разумеется, есть регулировка овердрайва (которой не может быть на чистом) и двухполосный тембр-блок. В нем нет регулировки низов, зато диапазон параметрики середины по сравнению с чистым каналом смещен ровно на октаву вниз (50Гц-2кГц), а роль настройки верхних частот выполняет ручка Edge. Это не полочный, (как традиционная регулировка ВЧ), а пропускной фильтр, подчеркивающий ту область частот, которая отвечает за так называемый presence. Канал также имеет кнопку Boost. Это входной фильтр канала, отвечающий за то, какая часть диапазона пойдет на перегрузку. При выключенной кнопке через драйв идет весь сигнал, при включенной за порогом остается все ниже 350кГц.
Как говорилось выше, речь не идет о каналах в традиционном смысле, когда пользуешься либо одним, либо другим. Вместо переключения каналов есть включение-выключение канала драйва (кнопка на передней панели или ножном переключателе) и кнопка Serial, которая определяет последовательно или параллельно он подключен.
Таким образом, мы получаем три базовых конфигурации. Первая – работает только чистый канал. Вторая – драйв подмешивается к звуку чистого канала. Регулировки уровней каналов, таким образом, определяют итоговый микс сигнала. Третья – канал драйва включается сразу после чистого канала со всеми его настройками.
Теперь вспоминаем, что у чистого канала отключается тембр-блок, в том числе и «с ноги». И глобально (так же и с «ноги») включаются/выключаются предварительные фильтры. Работая только с чистым каналом, мы уже можем варьировать свой звук по ходу дела. Например, переходить от «галочки» входных фильтров к ее полной противоположности с подчеркнутой серединой. При параллельном подключении чистого и драйва также открываются разные возможности. Например, активировав режим Boost, поручаем драйву работать только с серединой и верхом, оставив «тело» басового звука в неприкосновенности – классический рецепт для баса в современной рок-музыке.
Наконец, третья базовая конфигурация формирует нам один мегаканал, на котором мы можем творить что нам угодно. Например, включить драйв в полнодиапазонном режиме, отрулив идущий на него звук тембр-блоком чистого канала. Или наоборот, отключить тембр-блок, включить режим Tube и получить винтажный вариант подгруженного басового звука.
Не углубляясь в оставшееся немалое количество комбинаций режимов, уже навскидку можно сказать, что в родственниках у Fafner не только драконы, но и другие занятные рептилии – хамелеоны.
Для полноты картины необходимо добавить, что у Fafner целых 4 петли эффектов, точнее 3 петли и один разрыв Line Out/Power In. Он, конечно, может использоваться для подключения обработки, но предназначен скорее для каскадирования усилителей. С остальным справятся остальные три разрыва: отдельная петля для чистого канала, отдельная петля драйва и (та-дам) глобальная петля эффектов. Наш огнедышащий хамелеон заиграл новыми красками! По соседству с этими парами входов-выходов на задней панели находится еще одна: выход на тюнер и вход с низким сопротивлением. Он предназначен в основном для того, чтобы использовать Fafner c радиосистемами и другим оборудованием, находящимся между бас-гитарой и усилителем (при использовании этого входа, вход на передней панели автоматически отключается). В принципе, радиосистемы и педалборды прекрасно работают и через обычный инструментальный вход. Так что дополнительный джек на задней панели – это в первую очередь для удобства коммутации в рэке. А то, что он с низким сопротивлением, свидетельствует больше о присущем EBS внимании к деталям, чем о необходимости.
Как можно видеть, задняя панель плотно населена (там же входы ножного или релейного, если речь идет о миди-рэке, переключения и выходы на динамики), поэтому директ-выход находится на передней панели. Шутка, это снова внимание к деталям. Если усилитель будет использоваться в заранее закоммутированном рэке, лучше лишний раз внутрь рэка не лазить, тем более не собственным техникам, а персоналу площадки. А вот подключаться спереди – да, пожалуйста. Хотите - в режиме Pre EQ, хотите – в режиме Post EQ. А хотите – в обоих сразу, поскольку (та-дам, внимание к деталям!) это два разных выхода.
С задачей создания универсального басового усилителя EBS справились с успехом. Более того, нельзя не отметить, что при явной ориентации на туринг, функциональность усилителя на ура пойдет и в студии. Возможность точно выйти на индивидуальный звук, гибкая коммутация – это именно то, что любят многие продюсеры и звукоинженеры.
Говоря об универсальности, нельзя не вспомнить, что ее обратной стороной обычно является сложность. EBS удалось избежать бесконтрольного размножения всевозможных настроек, превращающих панель управления в пульт звездолета. Компромиссом стало определенное усложнение самого сигнального тракта, логика которого требует предварительного изучения. И снова отдадим должное шведскому вниманию к деталям – сигнальная диаграмма приведена не только в руководстве пользователя, но и нарисована на верхней крышке усилителя. Fafner II – профессиональный усилитель, и для профессионалов он вполне понятен и удобен.