Статья «EBS REIDMAR 250/470»
23 января 2017
В течение последней пары-тройки лет этот усилитель шведской компании EBS проходит в материалах производителя под тремя разными названиями.
Во-первых, как просто Reidmar, что и написано на его передней панели. Во-вторых, как Reidmar 250, ибо его выходная мощность RMS составляет 250 Вт. А с недавнего времени он больше известен, как Reidmar 470 - цифра отражает его, так называемую, динамическую мощность.
Согласно скандинавской мифологии, Рейдмар (в некоторых вариантах написания, Хрейдмар) - повелитель гномов и могучий чародей. Выбор названия неслучаен, поскольку Reidmar (будем для простоты называть его именно так) относится к популярному классу компактных басовых голов. Ну а что касается магии, то наблюдается как минимум магия цифр, с нее и начнем.
EBS – не первые и не последние, кто в технических характеристиках басового усилителя указывает два разных номинала мощности. Классический пример – усилитель Mesa/Boogie Bass 400+, ламповая схема которого по всем физическим законам никак не может выдавать 500Вт RMS (на деле 200-300Вт), поэтому внушительная цифра относится все к той же динамике. Подозревать такие солидные компании в откровенной подтасовке не приходится, значит, оценка мощности должна иметь под собой практический смысл. И этот смысл действительно есть.
Бас-гитара по своей природе инструмент с очень широким динамическим диапазоном. И если не зажимать эту динамику компрессором в полную «шпалу», то бас в точках ритмических акцентов будет выдавать резкие пики громкости. (Особенно, если в ход идет слэп). При игре на концертной громкости под эти пики может не хватить запаса мощности RMS, что чревато крайне немузыкальной перегрузкой сигнала. Однако, в схему может быть заложена возможность «переваривать» пики атаки без увеличения «крейсерской» мощности усилителя (или удушения звука жестким лимитером). Атака сфокусирована в верхнем диапазоне, и если она переходит порог перегрузки, само «тело» басового звука, скорее всего, еще его не достигло. Одним из современных решений является многополосная компрессия, но задолго до нее был найден еще один вариант: сделать перегрузку музыкальной. В уже упомянутом Bass 400+ это достигается естественными - и правильно употребленными - свойствами ламп мощности. (Которых, кстати, потребовалась целая дюжина со всеми вытекающими в плане обслуживания/надежности и весогабаритов усилителя). В случае Reidmar EBS пошли путем воспроизведения этих самых свойств на транзисторной элементной базе, лишенной побочных теплых ламповых недостатков. В чём-чём, а в технологиях эмуляции лампы EBS поднаторели изрядно, и активно реализуют свои ноу-хау, как в педалях эффектов, так и линейке усилителей.
Резюме: у Reidmar «чистая» мощность RMS ограничена 250 ваттами, на полной прокачке он способен выдавать низы, соответствующие мощности 470 Вт. С компромиссом в виде лампоподобной компрессии и овердрайва в верхней половине частотного диапазона. У кого-то может возникнуть вопрос, а стоило ли городить весь огород, если высокая мощность при компактных размерах давно достижима в усилителях Класса D? Дело в том, что специфика звучания усилителей этой архитектуры, и в частности динамика, нравится не всем. Именно поэтому индустрия до сих пор не перешла на нее массово. Кроме того, упомянутый выше американский «гроб со стеклом» (он же «пивной ящик»), как его ласково называют туровые техники, в список нетленки басового усиления попал не в последнюю том числе за ту самую компрессию в секции мощности. То есть Reidmar у нас работает, что называется, на стыке жанров, объединяя популярный формат усилителя с заслуженной классикой.
Расставив все необходимые точки над соответствующими буквами шведского алфавита, можно разбираться в более простых и понятных характеристиках Reidmar.
Рейдмар, согласно скандинавскому эпосу, является отцом дракона Фафнира (точнее, сын Рейдмара превратился в дракона, совершив из златолюбия отцеубийство), но в том, что касается усилителей - Reidmar и флагманской модели EBS Fafner II - родство и непростые взаимоотношения мифологических прототипов у них напрямую не воспроизводится. (Fafner II в линейке EBS вообще стоит особняком).
Переднюю панель Reidmar можно охарактеризовать как «наиболее типичную для EBS», поскольку этот набор функций и настроек в настоящий момент встречается – с некоторыми вариациями - у 4 из 6 (или 7, если считать недавно снятый с производства Classic 90) актуальных моделей EBS. Причем из всех вариаций у Reidmar самая минимальная. Например, его предусилитель, лишен секции драйва. Учитывая то, что в крейсерском режиме работы подразумевается заметная перегрузка секции мощности, это вполне логично. Также у Reidmar нет ряда специфических опций связанных с рэковой коммутацией – это классически стековый усилитель (только что компактный).