Статья «Басовые усилители EBS TD 660 и HD 360»
22 апреля 2016
Автор обзора — Александр Авдуевский
По своей концепции, в линейке басовых усилителей EBS модели HD 360 и TD 660 заполняют нишу между ультра-современным Fafner II и ориентированным на винтаж Classic 500. (В случае TD 660 также и мощность 660 Вт, занимает почти точно промежуточное значение между 750 и 500 Вт соответственно.)
Совпадение по функциональности и конфигурации передних и задних панелей у этих двух усилителей такое большое, что вполне могли бы считаться младшей и старшей моделью в одной серии. Тем не менее, производитель предпочел дать им отличающиеся названия. Концептуальное различие одно, и оно же влечет за собой различие в некоторых деталях. Буквы TD в названии TD 660 расшифровываются как «Tube Definition» . Сам усилитель транзисторный от и до, но в секции мощности используются технологии MOSFET известные тем, что из всей полупроводниковой базы ближе всего к «лампе» по динамике и обертонам (превосходя при этом лампы по надежности и выходной мощности). Кроме того, секция овердрайва у TD 660 может работать в режиме эмуляции лампы. В свою очередь аббревиатура HD расшифровывается как «High Definition», что означает во всех отношениях современный, точный, без дополнительных красок звук.
Возможности формирования звука у этой линейки усилителей весьма широки, но при этом производитель остается в рамках весьма прямолинейной идеологии их реализации. Сигнальный тракт у обеих моделей последовательно поделен на секции с несложными настройками, каждая.
На входе стоит предварительный фильтр Character, который функционирует независимо от настроек темб-блока. Будучи активированным, он значительно поднимает низ и верх, одновременно слегка притапливая средние частоты. Тембр-блок четырехполосный с полупараметрической серединой, диапазон которой регулируется от 50 гЦ до 2 кГц. Регулировка средних частот имеет также дополнительную фукнцию Notch, активируемую при повороте ручки в крайнее левое положение. В этом режиме фильтр из «колокола» становится узкополосным, позволяя вырезать из доступного диапазона нужную частоту. Эта функция рассчитана на использование усилителя с акустическими басами или контрабасами и помогает ликвидировать «заводки», риск которых на концертной громкости очень велик.
В верхнем диапазоне работают сразу две регулировки Treble и Bright. Первая работает на стыке верхней середины и высоких частот, а вторая отвечает за общую яркость (за пределами того диапазона, где «живут» основные шумы. При желании тембр-блок можно полностью выключить из тракта. За тембр-блоком (по схеме, а на панели управления – перед) следует компрессор/лимитер с регулируемой степенью компрессии. Завершает сигнальный тракт секция овердрайва.
У TD 660 овердрайв помимо настройки собственно драйва имеет два переключателя режима работы. Первый активирует режим эмуляции лампы, который при небольшом уровне собственно драйва может также служить винтажной альтернативой/дополнением к встроенному компрессору. Второй переключатель, Boost, активирует кроссовер и все ниже 350 Гц идет на выход в чистом виде. Этот режим является популярным рецептом получения сильного дисторшн при сохранении основы басового звука вплоть до сабвуферных частот. HD 360 таких вариаций лишен, но зато, как и в TD 660, при увеличении драйва в нем автоматически компенсируется выходной уровень сигнала. Это удобно в концертной обстановке, когда подрулить овердрайв надо на ходу и желательно без скачков в громкости.
Стоит отметить большое внимание к деталям, проявленное инженерами EBS. Поскольку дизайн усилителей предусматривает использование и в стеке и в рэковой конфигурации, директ-выход вынесен на переднюю панель. Это позволяет избежать манипуляций внутри уже закоммутированного рэка. Сам директ-выход имеет дополнительно к режимам Pre/Post также и отключаемый эмулятор динамика. И, наконец, предусмотрена возможность подачи фантомного питания 9В на петлю эффектов и/или инструментальный вход. В случае петли эффектов это может оказаться полезным для подачи питания на педалборд – минус лишний блок питания и минус розетка на сцене. Фантомное питание на входе позволяет не зависеть от неуместных случайностей с батарейкой, от которой работает активная электроника инструмента. (Разумеется, если бас-гитара подключена напрямую в усилитель).
По совокупности характеристик EBS HD 360 и EBS TD 660 с одинаковым успехом (в своих мощностных категориях, конечно же) могут применяться в качестве бэклайна концертных площадок, в туринге (в качестве личного усилителя артиста) и прокате. Стоит отметить, что функциональности сверх «джентльменского набора» в усилителях ровно столько, чтобы радоваться полезным возможностям, но не сожалеть о переплате за ненужное. Иными словами, это «рабочие лошадки» класса делюкс.