EMG DG-20 David Gilmour
23 июня 2015
Рассказывает и джокондит - Сергей Тынку
Stratocaster - это по всем (как официальным так и неофициальным) источникам самая популярная (то есть массовая) гитара в мире. Более того, это уже не просто название конкретной модели или направления бренда Fender. Это тип инструмента, который выпускается под сотнями торговых марок на нашей планете. Страт ныне (точно также как ксерокс, джип и памперсы) просто превратился из торговой марки в имя нарицательное.
Миллионы людей по всему миру называют стратами своих детей, кошек, собак и пингвинов. Хулиганистые подростки рисуют изображения страта на заборах и в лифтах многоквартирных домов. Почтенные отцы семейств аккуратно помещают значки со стратами на лацканы своих пиджаков. Следящие за модой представительницы слабого пола носят кофточки со стратовскими принтами на грудях самых разных размеров.
Говорят, что если купить билеты в Париж, и потом отстоять громадную очередь в Лувр для того чтобы выкрасть оттуда картину “Джоконда”, то с помощью каких-то сильно хитрых радио-лучей вы сумеете разглядеть скрытый слой изображения, показывающий, что Мона Лиза стоит, оперевшись на страт. А ее загадочная улыбка - это плод раздумий, струны какого калибра поставить чтобы и звук был приличным и пальцы могли работать должным образом?
И это еще раз показывает нам всю глубину и величие гения Леонардо Да Виничи, который предвидел появление стратокастера еще несколько столетий назад. А ведь в нашем мире все неслучайно, и даже совпадение имен (Лео Фендер, Лео Да Виничи и Лео Месси) говорит о многом. О чем именно? Это еще предстоит выяснить разного рода ученым и журналистам.
А пока они занимаются этим важнейшим для человечества делом попробуем напрячь извилины в поисках ответа на другой не менее важный вопрос. Какие датчики являются самыми лучшими для стратокастера? Странное дело, что в обществе где все давным давно исследовано и ранжировано строго по заслугам, нет ни одного приличного рейтинга или наградной церемонии типа Оскара и Грэмми, где какая-нибудь заслуженная знаменитость, вытащив свое тельце на сцену, промямлила бы, что приз за лучшие звукосниматели для стратокастера получает некий таинственный набор из трех синглов.
Поэтому в отсутствии официальных позиций правительств ведущих мировых держав каждый человек пытается сам на свой страх и риск решить вопрос с лучшими датчиками для страта. Я вот, например, в отличии от многих жителей Тверской области, твердо уверен, что ими является набор EMG DG-20 David Gilmour и ниже мне прийдется как объяснить свою позицию по этому важнейшему для цивилизации вопросу.
Одной из самых сильных фобий, которые могут развиться у неправильно питающегося гитариста, является боязнь активных датчиков в принципе и продуктов EMG в частности. В наше время сложно выяснить откуда именно появилась эта болезнь и кто был ее первым разносчиком. Однако, симптомы достаточно хорошо знакомы любому. Людей страшно пугает наличие батарейки внутри гитары, и им кажется, что такая гитара звучит как-то неправильно - пакостно, ненатурально и без динамики.
Никто не может точно сказать, почему батарейке, в отличие от пружин и потенциометров запрещено находиться внутри гитары. В чем вина батарейки - это один из тех риторических вопросов, что навеки останутся без ответа. Что-то типа какие бы песни пел сейчас Хендрикс если бы он не умер сорок с лишним лет назад. Или каким бы был характер Филипа Киркорова если бы он был карликом ростом в 121 см.
Другое дело - гитарный звук. Как известно в нем, как и в футболе, дизайне и пиве разбираются абсолютно все люди. Кроме звезд гитары, что традиционно играют бог знает на чем. Всякие там James Hetfield, Kerry King, Zakk Wylde, Kirk Hammett и многие сотни других известных любителей подергать струны, играющие на активных EMG надо думать, крайне хреново звучат. И уж точно саунд у них очень ненатуральный и по динамике у них совсем беда. Как говорили в ретро-рекламе какого-то пива “А мужики то и не знают”.
Какой-нибудь трушный рокер с усами и кудрявыми локонами вокруг загорелой лысины обязательно скажет, что все эти люди-дикари играют тяжеляк и там нужно просто нужно побольше гейна, а звук, его красота и прочие оттенки как бы совсем неважны. Другое дело пассивная электроника - в ней столько души и натуральности.
Хочу спросить о какой вообще пассивности может идти речь в принципе когда мы говорим об электрогитаре? Разве звук из этого инструмента не попадает моментом в активную примочку или активный усилитель, где его потом колбасит мама не горюй? И если оно происходит именно таким образом (а других вариантов не существует), то какая к черту разница? Что ты пьешь пиво из бутылки, что из стакана - вкус одинаковый. Тем более и пиво и стакан сделаны из стекла (как и звук стратокастера).
Пассивной схемы электрогитарного звука вообще не существует (само название электрогитара это объясняет). И где именно стоит один из предусилителей (в гитаре, примочке или усилке) - это не вопрос правильного звука, а скорее философии, комфорта и случайных обстоятельств типа “влюбился человек в какую-то педальку, встретив ее на своем пути, словно тракторист доярку в деревенском клубе”.
Другое дело, что как и все на свете, любые датчики (что актив, что пассив) могут быть как хорошими, так и не очень. Но тут уж надо жить по принципу “в большой семье ничем не щелкай”.
Больше всего, конечно, противникам активных датчиков нагадил David Gilmour. Против лома нет приема. Кто и как сумеет выступать в оппозиции к авторитету лидера Pink Floyd? Это невозможно. Потому что David - он как раз из старой гвардии, он противоположность являниям типа “металлист”, “шредер”. Его звук и дотошные подходы к построению саунда - все это безупречно и давно стало предметом поклонения (и изучения). Если бы Ильф с Петровым жили в одно время с ним, то они обязательно бы включили строку “Гилмор - это голова, ему палец в рот не клади” в свою бессмертную сагу про Остапа Бендера.
И вот представь, ставишь ты культовое видео пинкфлойдовского концерта P.U.L.S.E., являющегося возможно их самым крутым и популярным видео, и что ты видишь в самом начале? Стоит Гилмор, на сцене, с красным стратом. И божественно играет Shine on You Crazy Diamond. Музыка идеальна и звук страта просто эталонный.
Гитары в этой песне более чем достаточно - композиция начинается с длинного соло, которое кажется висит в пустоте вселенной, а потом парит над остальными инструментами в аранжировке. И мы слышим одно из самых красивых звучаний стратокастера в истории музыки. Не так уж и много на свете записей, в которых страт звучит так, как будто этот инструмент создали где-то на небесах (а не в Калифорнии). Разве что хендриксовская Little Wing в исполнении Steve Ray Vaughan может претендовать на еще гимн стратокастеру.
Режиссер видео не стесняется показывать нам красный страт Гилмора во всей красе - много крупных планов со всех сторон. И везде звукосниматели EMG. Лучшей рекламы не придумаешь - датчики, которые навсегда вошли в историю. Образцовая демо-запись.
Этому концерту уже 20 лет. С того времени столько всего произошло в мире. Но стратокастер до сих пор самая популярная гитара. И эти EMG до сих пор лучший выбор для страта. И песни круче Shine on You Crazy Diamond до сих пор никто не придумал. И только ты, Шарик, все еще дурак как прежде. И даже датчики как у Гилмора тебя не спасут. Хотя попробовать в любом случае стоит. Вот и я попробовал.
Помню было раннее утро. Пушистый кот-лентяй дремал в пучине кресла. Юный луч солнца робко струился в щель между тяжелыми шторами. Жена на кухне колдовала над чашкой кофе для меня. По квартире плыли волшебные звуки концерта Pink Floyd. Я достал из коробки пикгард с датчиками.
Мне казалось, что я опаздаю в тот день на работу. Но весь процесс по установке датчиков занял не больше 20 минут и я успел в офис вовремя. Помню я тогда подумал, что никогда не встречал датчиков удобнее в установке нежели этот набор. Оно продается сразу с восхитительным перламутровым пикгардом. Вам остается только открутить старый пикгард, снять гнездо. После чего поставить новое гнезо (входит в комплект поставки), запихнуть в корпус батарейку (спокойно помещается под стратовский пикгард), присоеденить отсек батарейки и гнездо к пикграду, после чего прикрутить его к корпусу. Удивительно просто.
И вам даже ничего не нужно паять. Все компоненты схемы соединяются друг с другом подобно тому как это происходит с компонентами системного блок компьютера - есть штырьки и есть гнезда, все подписано - ошибиться невозможно даже по пьяни или шизофрении. Это вам не конструктор Лего, где нужно действительно думать.
Другое дело эстетика. Тут конечно есть к чему придраться. Стратовский пластик (крышки датчиков, ручки, колпачки переключателя и рычага) бывают разных цветов - белый, черный, кремовый. Мне кажется, что нормальный человек не может любить белый пластик - в нем не хватает теплого чувства, и он звучит не совсем натурально, с ощущением стерильности.
Слава богу, EMG догадались сделать датчики кремовыми. Но почему они при этом установили белые ручки и колпачок переключателя? Конечно, проблема разных цветов датчиков и ручек решается покупкой соответствующего цвета деталек - они стоят недорого и их можно достать даже в таком отсталом месте как Москва. Но я считаю, это возмутительным издевательством над чувством прекрасного, и за это надо на EMG подавать в какой-нибудь международный суд. Ну или их дизайнер должен проставиться пивом. Темным конечно.
Прежде чем говорить о звуке EMG нужно объяснить одну вещь. В этом гилморовском наборе фишка звука заключается не только в датчиках, но и в том как работают ручки регулировки тембра. Дело в том, что это не стандартные стратовские крутилки, это специальные активные фильтры от EMG и их действие также кардинально меняет звук как какая-нибудь примочка.
Итак, без вмешательства фильтров вы слышите звук обычных нормальных синглов винтаджного образца. Такой саунд вы тысячу раз встречали у всех производителей (Fender, Seymour Duncan, DiMarzio). Ничего удивительного или крышесносящего вы не обнаружите. Просто нормальный обычный ретро-страт. За исключением одной маленькой, но крайне важной детали - полное отсутствие шума.
Обычно миллионы людей по всему миру страдают от того, что не могут решить задачу получения ретро-синглового саунда без шума. Эти люди пытаются хитро экранировать инструмент, используют разного рода примочки-шумодавы, модифицируют датчики, приделывая к ним еще одну катушку, от чего они теряют свою сингловость в звуке… У EMG получилось решить проблему без всяких этих хитрых способов, которые увы не давали 100% результата.
Итак, в матче “EMG против пассивных синглов” счет становится 1-0 в пользу EMG, которые решили проблему “синглы без шума”. А теперь главный тренер выпускает на поле двух запасных игроков, в игру вступают фильтры - посмотрим сумеют ли они забить свои голы.
EXG (Guitar Expander). Представьте себе эквалайзер (например, на пять полос). Когда вы работаете этим эквалайзером, то у вас задираются верхние и нижние частоты, а середина, наоборот, проваливается. Вам сложно мыслить категориями эквалайзера и вы хотите конкретики? Хорошо. Вы знаете что-то такое стратовское стекло? Вот этот регулятор добавляет вам стекла. Так бывает иногда, что все хорошо в страте, но почему-то нет стекла и все. А с этим фильтром оно раз и появляется. “Брюки превращаются”, - как говорил Андрей Миронов в “Бриллиантовой руке”. Вот вы играете что-то сладкое в духе Хэнка Марвина из группы The Shadows, а потом движение регулятора и у вас в руках бритва типа SRV на тропе войны. Невероятно, впечатляющий фильтр. Счет становится 2-0 в пользу EMG.
SPC (Strat Presence Control). Иногда этот фильтр называют “регулятором жира”. Его суть в том, чтобы поднять и наполнить средние частоты. Помнишь Джеффа Бека? Он вроде бы тоже играет на стратах, но при этом у него там все в порядке с дисторшеном. И его якобы синглы (Hot Noiseless) могут уложить на лопатки некоторые хамбы. Вот этот фильтр как раз для таких дел. Скучаешь, что обычные синглы не могут дать мясца и гейну? Одно движение регулятором и Андрей Миронов опять произносит “Брюки превращаются”. Вот тебе метал-машина, играй себе Iron Maiden на здоровье и ни о чем не печалься, сынок. Оно даже без перегруза начинает звучать грязно и шероховато. А уж с дисторшен вообще не о чем жалеть. На табло зажигаются 3-0 в пользу EMG.
Казалось бы, это победа за явным преимуществом с крупным счетом, но матч то еще продолжается. Попробуйте поработать сразу двумя фильтрами, добиваясь самых разных удивительных звучаний. И у вас получится то, что я называю “процессором стратокастеров”. Возьмите самый обычный гитарный процессор нашего времени - в нем зашито моделирование десятков гитарных усилителей, нажимаешь на кнопки и выбираешь Fender, Marshall, Vox, Orange, Mesa Boogie и все другое, вплоть до микса нескольких усилков. Здесь в EMG у тебя похожий процесс.
На свете существует море самых разных стратовских звучаний - Jimi Hendrix, Jeff Beck, Dick Dale, Ritchie Blackmore, Eric Clapton, Yngwie Malmsteen, Iron Maiden, Buddy Guy, SRV, - все эти и прочие замечательные люди от души постарались сделать так чтобы звук страта был весьма разноплановым понятием. Вместе с EMG необходимость в нескольких разных стратах исчезает раз и навсегда. Ты получаешь любой страт просто движением ручек. И забиваешь столько голов, сколько тебе захочется. Полная победа EMG, убедительнее просто не бывает.
Но матч еще не закончен и у всех остальных синглов есть шанс на то, чтобы забить гол престижа в ворота EMG. И они его используют. Мужчины любят глазами и для многих их них ужасы EMG заключаются в нетрадиционном внешнем виде. Ровные крышки датчиков без дырок для шести магнитов - таких не было в 50-ых или 60-ых годах. И от того если вы тяготеете к олдскульному имиджу, то, разумеется, ваша душа взбунтуется из-за датчиков такого дизайна. Разве можно их поставить на ретро-гитару без ущерба для психики?
EMG выглядят близко к классике, но классике иного рода. Помните во второй половине 80-ых и первой 90-ых на топовые Fender ставили Lace Sensor, выглядевшие идентично? Eric Clapton, Jeff Beck, Buddy Guy, James Burton, Ritchie Blackmore, Edge - кто только не играл на этих датчиках буквально лет двадцать назад. Так что вид страта с EMG DG-20 тоже можно назвать классическим. Просто в духе более современных годов.
В конце концов если проcто поговорить о таком явлении как красный страт, то много ли знаменитых гитар приходит в голову? Если честно, то даже сходу в мозгу всплывает достаточное количество - John Frusciante, Hank Marvin, Gary Moore, Mark Knopfler, Yngwie Malmsteen, David Gilmour. Сложно сказать, чей красный страт самый знаменитый и харизматичный, но, конечно, гилморовский с EMG - точно один из самых известных. И он по-любому уже классика. Хотим мы того или нет. Так что, вопрос с классическим луком синглов EMG достаточно неоднозначен.
Посмотрите пару дней по кругу концерт Pink Floyd “P.U.L.S.E.” и вы очень быстро привыкнете к виду этих датчиков. Но будьте осторожнее, ибо от подобных концертов ваша техника игры может стать значительнее медленнее и вы со временем можете дойти до всего одной ноты в секунду, превратившись в посмешище для продавцов в гитарных магазинах. Разве об этом мечтали ваши родители? Вот и ты мечтай о чем-нибудь хорошем. Поставь себе EMG и начни сочинять музыку вместо вечных поисков правильного звука.
P.S. И, кстати, если уж всплыло имя Mark Knopfler, то ведь у него в свое время была именная гитара Pensa. И там стояли EMG. Много он в свое время играл на этих гитарах. И звучало все прекрасно. А ведь Нофлер - это тоже голова.