FGN лесполы J-Standard и Neo Classic
14 июля 2015
Автор статьи - Сергей Тынку
Как только я стал пробовать играть на гитаре, то сразу же стал мечтать о лесполе. И моей первой электрогитарой на которой можно было играть стал леспол. А точнее его копия под брендом Dimant. Он был потрепанный, видавший виды, и обошелся мне в сто долларов. Счастью моему не было предела. До него были советская Аэлита и самопальный страт. Я на них не смог играть и выставил на продажу сразу же после покупки, продолжая пилить на акустике. Пока не пришел черед первого леспола.
Потом был Epiphone. Были мастеровые. Пока, наконец, не наступила эра Gibson. Сначала Melody Maker, потом Studio, Classic, Standard, Custom, Custom Shop. То есть я последовательно шел вперед с каждой моделью получая инструмент все лучше и лучше. Потом я стал кроме всего остального бренд-менеджеров Gibson. Съездил несколько раз на их фабрики в США. Надо ли говорить, что с таким бэкграундом, не стать окончательным фанатом Gibson было не возможно.
И я им был и остаюсь до сих пор. А потом моя вера в Gibson стала подвергаться разного рода испытаниям. На свете есть море теорий относительно того, как люди сворачивают в сторону после того как дойдут до вершины. Многие люди считают, что даже гомосексуализм именно так - просто от скуки. Я же пока до этого не дошел, но вот лесполоподобные гитары от других компаний стал слушать весьма активно. Gibson меня уже не удивить никакими инструментами - у меня было две LP Ultima, два LP Jimmy Page #1 и много других самых роскошных Gibson. Думаю не меньше сотни гибсоновских лесполов были в разное время моими. Из которых штук 30 - это кастомшопы.
Стартовая попытка взглянуть на мир без помешательства на Gibson была лет 15 назад. Я тогда купил один Godin LGX, потом второй. Это конечно не совсем леспольного типа гитара, но она мне нравилась и была альтернативой именно лесполу. А чтобы прям как настоящий леспол, то мой первый негибсоновский был лет десять назад - это был вишневый Guild BluesBird. Я до сих пор не уверен, что поступил правильно, продав его. Следующим серьезным испытанием для веры в Gibson стал кастомовый Lag Imperator - он очень хорошо звучал. Но его дизайн меня не очаровал. Полгода назад я купил PRS Singlecut абсолютно лесполовского формата. И он радует меня совсем не меньше чем Gibson. Лёд тронулся, господа присяжные заседатели.
Сейчас я сижу в одной комнате с двумя японскими копиями лесполов от бренда FGN и собираюсь их исследовать на предмет соответствия людским мечтам о хороших лесполах. Разумеется, тема эта очень горячая и за последние тридцать с лишним лет, с тех пор как в Японии начали делать копии знаменитых моделей Gibson (и прочих брендов) копий было сломано вокруг этих процессов очень много. Во-первых, Gibson всегда настаивали на незаконности такого точного копирования. А, во-вторых, сами покупатели так и не пришли к единому мнению относительно того, насколько японские лесполы хороши на фоне Gibson. А вот, что реально бесспорно - это факт, что японцы стоят намного дешевле своих американских собратьев. Тут уж против лома нет приема.
Надо сказать, что Gibson в этом году делает все, чтобы люди обратили свой взор на инструменты других производителей. Давайте посмотрим с какими багажем этот знаменитый производитель вступил в 2015 год. Все дешевые серии LPJ сняты с производства. На все модели ставятся “самонастраивающиеся колки с моторчиками”. Классические грифы изменены в сторону увеличения ширины. Традиционные порожки уступили место более новаторским металлическим с нулевым ладом. Плюс ко всему этому Gibson тупо подняли цены на все. И что теперь людям со всем этим делать? Купить нормальный новый леспол классических параметров стало просто невозможно. Во-первых, их нет в модельном ряду, во-вторых даже если бы они и были, то цены не просто пугают, а пытаются убить тебя своим размером. Поэтому все, что остается - это либо идти на вторичный рынок, либо смотреть на других производителей. И FGN как раз один из них. Едва ли не самый приличный из японских “леспол-мейкеров”. Я много раз посещал фабрику Фуджиген по делам Ibanez, и, разумеется был в курсе относительно того, как там делают лесполы, сколько их там делают и под какими брендами. Плюс имея в активе визиты на Gibson мне достаточно легко сравнить леспольные технологии обоих брендов.
Для первого знакомства с лесполами от FGN я взял две модели, которые очень похожи на мои собственные Gibson. Это JLC-5R/BK, которая копирует LP Custom и, NCLS-20R/LD, являющейся попыткой сделать LP Standard. Не смотря на свою похожесть эти гитары разных серий, соответственно, J-Standard и Neo Classic. Стоят эти инструменты тоже очень по-разному: стандарт - 71 815 руб, а кастом - фантастические 40 015 руб, что за японский леспол кажется просто чем-то нереальным. Китайский Epiphone LP Custom стоит почти столько же, 35 990 руб. (цены, разумеется, берутся у официальных дистрибьюторов на момент написания текста). В общем, мне непонятно, почему леспол-кастом от FGN еще не вымели все из магазинов? За такую то цену. И, конечно, очень интересно как он будет звучать на фоне стандарта FGN, который стоит ощутимо больше.
Внешне гитары выглядят идеально. И их невозможно отличить от Gibson, если только не смотреть на логотип на голове грифа. Отмечу бриджи - они типа ABR-1, а не типа Nashville. То есть на FGN бриджи вкручиваются в корпус без специальных втулок. Все как на старых классических лесполах. Я знаю, что на свете есть очень много людей, для которых вопрос лесполовского бриджа очень важен. Они выступают за трушность в духе ABR. Видимо, японцы это учли.
На обоих гитарах стоят колки Gotoh с бутонами под классический Grover. Выглядит все это абсолютно правильно. Странно, но на обоих лесполах отсутствует пластиковая шайба с надписью rhythm/treble, которую ставят под переключателем датчиков. Она конечно никакой роли не играет и просто не нужна, но какой-то элемент оформления несет. Хотя при желании вы без проблем купите такую шайбу за копейки.
Еще один приятный момент японской тщательности - это цвет пластика на маркерах стандарта - он не белый, а слегка кремово-зеленоватый, как-будто состаренный. Чтобы гитара выглядела реально как олдскул. На кастоме маркеры белые, как оно и должно быть на новых кастомах, если они не реишью. Отличительной чертой кастома FGN является палисандр на рабочей поверхности грифа. С одной стороны это не очень приятно, если сравнивать с классическими Gibson LP Custom, где присутствует черное дерево. Но с другой стороны на нынешние Gibson LP Custom не то, что палисандр вместо черного дерева, там вообще Richlite, к ужасу всех поклонников Gibson. Рыхлит и дырки в корпусе. Ужас! И это на гитаре за 221 990 руб. На FGN слава богу всего лишь палисандр, да и тот правильного темного оттенка.
Что бы развеять свои сомнения относительно цены лп-кастом FGN я решил проверить, что там за дерево. Гриф явно из махогони (я открутил крышку анкера), а вот корпус долго не удалось понять - под крышкой темброблока и переключателей все было закрашено в глухой черный. Наконец-то, сняв бриджевый датчик я обнаружил какое-то светлое дерево. Итак, это все таки не махогони. Тем более косвенно это подтверждает японский сайт Amazon - если гуглом перевести все эти страшные иероглифы то будет basswood, то есть липа.
Если эта гитара сделана из липы, то понятно, почему она дешевле стандарта. Его я разбирать не стал, поскольку его “прозрачная” покраска дает все ответы на счет дерева. А, что касается, липы - то этот материал полюбился японским производителям. Они делают из них тонны самых разных гитар. От Ibanez до Fender. И, кстати, японские Fender из липы мне совсем не нравятся - у них абсолютно нефендервоское звучание. Как будет звучать леспол из липы (и грифом махогони) я пока не знаю. Как и точно не знаю липа ли там? Или ольха?
И, кстати, весит этот лп кастом весьма немного для леспола. Стандарт FGN или даже любой обычный Gibson без полостей весят заметно больше. И плюс эти слова про уменьшение веса (в переводе с японского Амазона) - в общем, я не исключаю того, что внутри этой гитары есть пустоты. К сожалению официальной информации никакой нет, поскльку на сайте FGN нет этих лесполов, очевидно, производитель не хочет лишний раз дразнить нервных американских парней из Gibson. То есть просто политика.
Но в любом случае 40 тыс.рублей за такую японскую гитару - это очень мало. Попробуйте найти за эти деньги новый магазинный Ibanez - японский с той же фабрики. Модель RG655 - самое недорогое из японских Ibanez cтоит 77 990 руб, и корпус там - липа. А тут леспол с вклееным грифом - и всего 40 тыс. В общем, цена тут в любом случае вкуснейшая. А звук сравним чуть позже.
Разница же в цене между этим лп кастом и лп стандарт, как я понимаю, объясняется просто принадлежностью к разным сериям. Кастом сделан в рамках J-Standard, о чем свидетельствует надпись на голове грифа, а стандарт - это серия Neo Classic (опять таки см. голову грифа). Но, кстати, в рамках серии Neo Classic тоже есть ЛП Кастом. И там все по взрослому, вплоть до черного дерева на грифе и сеймуров на корпусе. Но этой гитары сейчас просто нет в Москве и поэтому пощупать не получится. Может потом когда.
Изюминкой этих (и не только этих) FGN является гриф. На первый взгляд он совершенно обычный. А в реальности грифы на всех FGN уникальны. Во-первых, дающая более точный строй уникальная система установки ладов C.F.S., о которой я писал в статье про страт FGN. А во-вторых, мультирадиус на стандарте - это очень приятная и нужная вещь, и по идее в наше время она должна быть на всех дорогих гитарах. Но почему-то на Gibson ее нет, от чего если вы опускаете струны по ниже у вас могут возникнуть проблемы с бендами где-нибудь в 10-ых позициях.
На лп кастом мультирадиуса я не обнаружил. Гриф просто очень плоский с большим радиусом, можно сказать он более современный и шредерский. При этом он не толстый. По профилю он очень близок к современным Gibson LP Custom, но, как я уже говорил, более плоский. Гриф на стандарте FGN потолще, он почти как на моем 2014 Gibson LP Tradional. Лады на FGN немного иные нежели на Gibson. Знаю, что многим не нравятся оригинальные гибсоновские лады - дескать они не очень округлые и где-то ближе к трапеции в своем поперечном сечении. Так вот у FGN лады больше похожи на обычные стандартные. Разумеется, как и положено японцам струны лежат очень низко над грифом - на Gibson если речь идет о состоянии “только с фабрики” такого не бывает.
Еще один момент, связанный со стандартом FGN - это явно просматриваемые два куска махогони на корпусе. Причем склейка идет строго посередине. Знаю, что для кучи людей это невероятно важно и они готовы думать об этом несколько месяцев подряд.
Обе гитары FGN идут в мягких чехлах, таких же как со стратом. С одной стороны это явное желание производителя сэкономить, а с другой стороны многие люди типа меня всю жизнь обходятся исключительно мягкими чехлами. В этом есть и свои плюсы и свои минусы. Например, когда я вез домой эти FGN лесполы, то просто закинул их на плечи без проблем довез в метро сразу две гитары. Попробовали бы вы это сделать в жестких кофрах. Сразу две гитары. В метро. А на счет защищенности инструментов, я могу сказать, что видел несколько случаев, когда у людей падали жесткие кофры с лесполами, и у них ломалась голова грифа. В тоже время я ронял свои мягкие с гибсонами, и гитарам не было никакого вреда. В общем, есть разные точки зрения на чехлы.
Попробуем включить эти FGN в ламповую голову и наконец-то “понять о чем поет ночная птица или сиди я сам открою, кто стучится в дверь ко мне с клевой бабой на ремне”.
Обе гитары звучат очень ровно. Никаких волчков и прочих шероховатостей. Леспольность звучания слышна за версту. У кастома очень необычный чистый звук - он вообще не гибсоновского стиля. За счет дерева или каких-то еще других причин, в саунде больше атаки и верхов. Но опять такие это если сравнивать с Gibson. На перегрузе отличий от леспола намного меньше. Нормальный сочный гибсоновский звук. Возможно он чуть безликий и не фантастически глубокий. Но на LP Studio это вполне похоже. Хотя по моему мнению - безымянные (или Gotoh?) датчики на этом лесполе - их надо сразу под замену. Поставить что-то брендовое, а еще лучше если это будет EMG и гитара сразу же будет зверем. Слышно (когда без подключения в усилок), что у нее есть потенциал, но как мне кажется датчики его не раскрывают полностью. Хотя играть все можно вполне нормально - от Ozzy до Guns’N Roses.
В этом отношении Neo Classic Standard намного по интереснее. В нем есть все, чего люди ожидают от лесполов - благородство, глубина, мясо и жир. На нем стоит классическая пара датчиков Seymour Duncan: JB SH-4 и ’59 SH-1. Звучит все безупречно. Я сравнивал его со своим традиционных параметров голубым LP Tradional - они звучат идентично. Даже не смотря на то, что на Tradional я поставил злые датчики Gibsom 500T/496R. Отличий практически нет. И не только в звуке, но и в ощущениях в руках, в атаке и фирменном рыке.
Но вот только таких классических Tradional сейчас не бывает. Как бы это нелепо не звучало, но компания Gibson сейчас самый яростный борец против… гибсоновских традиций. Но даже если вы вдруг сойдете с ума и решите купить Tradional образца 2015 года, то обнаружится, что стоит он 151 990 руб, то есть более чем в два раза дороже этого FGN. Боюсь в наше время такие вещи может позволить себе разве, что знаменитый шоумен Александр Пушной. Кстати, не забудьте глянуть забавное видео, где он рассказывает про свой леспол 2015 года. И про электрические колки, которые не могут сами настроить гитару, потому что ловят еще море разных посторонних шумов. И про батарейки к ним, которые нигде не купишь. Поэтому эти колки надо тут же выкидывать, ставя вместо них обычные старые добрые Schaller, Grover, Sperzel, Gotoh, но только не эту дурацкую систему.
Подведем итоги. Ничего удивительного не случилось. Мы живем в такое время когда ничем принципиально новым по части гитар поразить не получится. Сейчас практически все производители научились делать аккуратные, удобные, нормально звучащие гитары. На этом фоне перед всеми остальными производителями лесполов у FGN попросту, говоря, всего два конкурентных преимущества, но при этом весьма серьезных. Во-первых, гриф. Это касается и системы установки ладов, которая однозначно является шагом вперед, и мульти-радиуса если говорить о Neo Classic. А, во-вторых, цена. Будем честны, как бы мы не любили Gibson, в наше время если говорить о новых магазинных гитарах - это через чур дорого. Неоправданно. При том, что на дворе кризис и цены вообще надо снижать.
Я был зимой в начале года в Париже и Лондоне, ходил по гитарным улицам Денмарк-стрит и Виктора Массе с десятками главных в Европе гитарных магазинов. Люди, работающие в этих магазинах, в шоке и ужасе от новой политике Gibson. Они не знают как торговать коллекцией 2015. Говорят, что ищут замены этому бренду.
FGN - это прекрасная цена и полностью профессиональные гитары - на них можно сразу же работать (если вы вдруг работаете в музыке). Все недостатки лесполов серии Neo Classic - это отсутствие гибсоновского логотипа на голове. Но стоит ли этот логотип столько денег, сколько за него просят? Скажу откровенно, я ни одного гибсона в своей жизни не купил за обычную магазинную цену. Мои первые гибсоны мне давали как плату за работу над gibson.ru и другими сайтами. Мои следующие гибсона я брал с самыми лучшими скидками, которые может намутить себе гитарный бренд-менеджер (даже если это и бренд-менеджер в отставке). Но ведь большая часть обычного народа покупает в магазинах без скидок, либо с минимальными. Последние лет 15 не проходит и недели, чтобы кто-нибудь не спрашивал у меня совета по поводу покупки какого-нибудь леспола.
Конечно, есть и вторичный рынок. Но в этом году с рук продают все меньше и меньше лесполов. И они становятся все дороже. Подержанные стандарты стоят сейчас от 80 до 110 тысяч. И их выбор становится все меньше (того изобилия, что было в 2013 больше нет). На этом фоне FGN выглядит весьма и весьма привлекательно. Знаю, что меня в этом месте могут спросить еще про штук 5-6 японских брендов леспольных копий, при том что многие из них даже производятся на том же Фуджигене. Мое мнение - их нельзя всех “под одну гребенку“ - надо смотреть и слушать, все они разные. В FGN подкупает (в сотый раз скажу) гриф и то, что это более менее официальные гитары, выпускающиеся под официальным брендом и поставляемые в нашу страну легально, а не разного рода сомнительными барыгами через интернет-аукционы.
В общем, я уверен, что точно также как Toyota, Nissan и прочие большие японские бренды стали (не сразу а со временем) вполне конкурентно способными на большом автомобильном рынке, так и FGN уже вполне по силам тягаться с серийным Gibson.