Статья «Гитара FGN Neo Classic Stratocaster HSS»
22 июня 2015
Текст - Сергей Тынку
Прежде чем начать знакомить вас с этой гитарой, скажу несколько слов о бренде и производителе, который с одной стороны большинству гитарного народа неизвестен, а с другой стороны на его гитарах весь мир если и не играет, то уж точно трогал, играли и весьма хорошо знает. Дело в том, что не все производители гитар (а точнее бренды) имеют свои собственные заводы и фабрики. Многие из этих брендов (даже самые известные есть среди них) заказывают свои гитары на тех или иных посторонних производственных мощностях.
Вот, например, есть в Японии фабрика Фуджиген (Fujigen), которой больше пятидесяти лет. Они начали делать электрогитары чуть ли не сразу как этот вид музыкального инструмента был изобретен, и чего они только не производили за это время. В результате, у них одно из самых крутых производств в мире. Потому что громадный опыт, технологии и понимание всех процессов. Представляете за эти годы сколько умений накопилось на этой фабрике? Особенно учитывая японские менталитет и дотошность. Сложно вспомнить какую-либо другую фабрику такого возраста. Гибсон переезжали из Каламазу в семидесятых. Фендер строили все заново в Короне в восьмидесятых. То есть даже у них нынешние производства моложе и в какой-то степени менее опытны.
Основная работа для Фуджиген - это производство гитар для разных брендов, то есть работа по заказам и чужим спецификациям. Практически любой бренд (даже если вы придумаете сами) может прийти на Фуджиген и заказать партию инструментов (конечно, речь идет не о двух-трех гитарах). Больше всего в мире Фуджиген известны тем, что именно они делают (всю жизнь) гитары Ibanez, те которые Made in Japan. Кроме них именно японский Ibanez не делал никто. То есть качество и уровень работы этого производства очень хорошо знакомы всем на примере Ibanez.
А помимо Ibanez, который в разные годы составляет от 70% до 80% всей выпускаемой продукции на Фуджигене делают инструменты других брендов. Поскольку я в разные годы бывал на этой фабрике раз, наверное, восемь, то сам видел там Yamaha, Epiphone, Gretsch, Fender, Line6, Vox и море каких-то еще других брендов (всех и не упомнишь, одних только японских копий гибсона там штук 10 разных названий). То есть когда вы берете в руки японский Gretsch (а дорогая серия вся японская, кроме Custom Shop) или японский топовый Ibanez - то это как раз сделано людьми с фабрики Фуджиген.
Разумеется, на Фуджиген всегда хотели выйти на гитарный рынок под своим собственным брендом. Это и престижнее, и в плане бизнеса намного выгоднее, нежели реализовывать чужие заказы. И попытки делать гитары под своим брендом были всегда. В основном это были экспериментальные партии инструментов для локального японского рынка. Лет десять назад Фуджиген наконец-то созрели для рывка в большой мир. В результате мы имеем гитары FGN практически во всех гитарно торгующих странах планеты, в том числе и в России. А если в наших торговых точках есть какие-то интересные инструменты, то, конечно, хочется понимать, что они из себя представляют.
Первая гитара FGN, которую я выбрал для обзора - это один из самых популярных в нашей стране форматов - Strat HSS. Разумеется, у FGN есть и разные страты SSS, как и телеки и море других моделей, но для первого раза мне было интересно взять HSS. Про связь FGN с Ibanez я уже сказал выше, а дальше вы вероятно часто будете встречать в моем тексте слово Fender. И это неизбежно в любом стратвоском (или телековском) обзоре, независимо от производителя (будь то Suhr, MusicMan или Yamaha). И уж тем более упоминание о Fender невозможно избежать в статье, которую пишет человек, проработавший семь с лишним лет фендеровским бренд-менеджером, изучившим эти гитары вдоль и поперек. И, конечно, нет сомнений в том, что всех интересует исключительно один вопрос - как эта гитара в сравнении с Fender.
Итак,
гитара, которую я держу в руках на сегодняшний день стоит 42 559 руб (примерно $800), что является “сладким” прайсом со скидкой (если без нее, то 80 475 руб, примерно $1500). Посмотрим что за эти деньги может предложить Fender. Самое близкое на сегодняшний день - это хорошо известная модель, мексиканский санберстовый Standard за 44 190 рублей.
Самое первое, на что обращаешь внимание, доставая FGN из коробки - это чехол. То, что гитара за те же деньги, что и мексиканский стандарт имеет чехол (которого нет у мекса), это уже громадный плюс. А то, какого качества этого чехол - это уже второй плюс. Знаете, бывают тонкие дешевые чехлы, которые, если из них достать гитару, сразу же сами собой складываются наполовину, превращаясь в тряпку? Мне кажется, никто не любит такие чехлы. Я вот люблю те, что даже без гитары стоят, не сгибаясь, толстые по части материала и подкладками. У FGN именно такой. Плюс на нем есть все нужные удобные карманы правильных размеров - целых три штуки. Ремни, ручки, кольца для “подцепления” дополнительных ремней - есть все! Даже мягкая “подушка-прокладка” под спину гитариста. Сами ремни тоже толстые и мягкие, удобные до невозможности. Когда гитара висит на всего на одном из ремней (а я вот постоянно так ношу инструменты), то чехол не сваливается на бок (как мой Fender Ultra Bag), а висит все таки сзади на спине. Сколько такого качества чехол может стоить в магазине? Долларов сто, не меньше?
Вытащим, FGN из чехла пробежимся по нему глазами. По конструкции это явно не мексиканский стандарт стратокастер, а что-то более затейливое. Надо ли говорить, что внешне все выглядит идеально - красиво, блестяще и просто вылизано. В этом все очень похоже на Ibanez или американские Fender, что в общем-то ни разу не удивительно, учитывая японское происхождение FGN.
Одна из самых важных для меня вещей в “нефендеровских” стратах - это голова грифа. Не все производители могут придумать симпатичную стратовскую голову увы. А когда голова не производит на тебя впечатление, то и на все остальное уже смотреть не хочется. Это правило действует не только с гитарами, но и с девушками. К примерам удачных, по моему мнению, голов страта можно отнести ESP/LTD, Yamaha, Peavey.
А вот, например, головы стратов Suhr просто выворачивают меня наизнанку - такую гитару не хочется брать в руки. Увы. В этом отношении, голова FGN успешно прошла мой внутренний тест на симпатичность. Более того, она очень близка к классической фендеро-стратовской голове - издали даже не сразу обратишь внимание на мини-разницу.
Разумеется, говоря о голове грифа FGN, нельзя не отметить ее цвет. Очень многие производители стратов, телеков и прочего олдскула с кленовыми грифами покрывают эти грифы бесцветным лаком, отчего клен выглядит белым как лицо, девушки, которой ты говоришь о том, что решил с ней расстаться. Я вот, как и многие другие знакомые, просто ненавижу этот “белый клен”, который сплошь и рядом встречается на Fender, к сожалению. Слава богу FGN покрыли гриф лаком ретро-стиля, который выглядит слегка состарившимся, потемневшим от времени. Это, конечно, вкусовщина, но с другой стороны такой вкусовщиной болеет очень серьезная часть стратовских покупателей по всему миру. Такой пожелтевший стиль лакового покрытия называется tinted. На Fender он обычно бывает на ретро-сериях Classic и American Vintage.
Еще одна вещь, касающаяся лакового покрытия грифа - это сочетание матового и глянцевого лака. В свое время это впервые стало применятся на Fender American Deluxe, когда голова покрыта глянцевым лаком и блестит, а остальная часть матовым, и соответственно не блестит. Сделано это было по просьбам многих гитаристов, которые говорили, что “на глянце” им неудобно играть и “пальцы прилепают к грифу”.
Еще одна черта конструкции, придающая инструменту ретро оттенок - это цвет пластиковых частей - пикгарда, датчиков, ручек и колпачка переключателя звукоснимателей. Как и в случае с лаком очень многие любители фендероподобных гитар (и я тоже), не любят белый пластик. Он кажется им неблагородным и придающим имидж дешевой китайской гитары. Более трушно, по мнению таких людей выглядит чуть затемненный, как будто состарившийся пластик зеленоватых и “кофе с молоком” оттенков. На FGN как раз такой пластик с олдовым настроением. И это тоже большой плюс в глазах многих. Вроде бы мелочь, но ведь они ее продумали и воплотили. Отнеслись, так сказать, с уважением к определенной группе покупателей.
Гриф FGN сделан в классических стратовских традициях. На ощупь он близок к традиционным профилям современных фендеровских профиля “C”, но чуть-чуть потолще. При этом это не толщина грифов пятидесятых - я бы назвал этот гриф FGN компромиссным вариантом, он где-то в центре и его действительно можно назвать средним. У него 22 лада, также как на American Standard и American Deluxe. Кстати, на мексиканских Standard всего 21 лад. Анкер FGN регулируется на голове, что очень удобно. Однако, тут есть одна хитрость. Отверстие для регулировки не отделано “палисандровым кольцом” и за счет этого голова издали выглядит как на ретро-моделях стратов, а не как на современных. Это еще один штрих в ретро имидж инструмента.
Одной из главных фишек грифа FGN является мультирадиусная рабочая поверхность грифа. Такие вещи обычно делают только на дорогих профессиональных гитарах (например, американских Jackson). У тех же Fender это реализовано на American Deluxe, но никак не на American Standard или мексиканских Standard.
Еще одна удивительная вещь на грифе FGN - это уникальная патентованная система закатки ладов, которой нет ни на одних других гитарах мира. Технология называется C.F.S. (Circle Fretting System). Ее суть в том, что как известно гитара с обычными ладами строит не идеально. Мензура каждой струны различается на какие-то очень микроскопические величины. Кто-то этого может и не слышать, хотя люди с хорошим слухом - они всё это различают.
Нельзя сказать, что никто ранее не боролся с этим недостатком гитар. Например, существует система “кривых” ладов True Temperament. Ее самым известным адептом является Mattias Eklundh. Хотя замечены в этом деле были и другие раскрученные люди - тот же Steve Vai. Я никогда не пробовал такие гитары и в моей голове только один вопрос - как на них делают бенды и вибрато? Или их не делают вообще?
На Фуджигене чтобы нивелировать этот недостаток традиционных ладов придумали свой способ - они решили ставить не ровные (но и не волнообразные как True Temperament) порожек и лады, а изогнутые полукругом ( C.F.S. ). Типа тогда будет строй лучше, плюс по описанию производителя сустейн дольше, обертоны богаче, звук чище и звонче, динамика выше, ноты более отчетливо. В общем, чуть ли не идеал. Мне сложно судить о преимуществах этого способа, поскольку мой слух не идеален и к строю обычных гитар никаких нареканий у меня не было. Но система интересная.
Я внимательно осмотрел лады на FGN. Сначала ничего необычного не заметил. Лады как лады. Потом я еще минут пять пялился на гриф, пока мне не стало казаться, что лады реально немного изгибаются по отношению к плоскости перпендикулярной струнам. Чтобы проверить свои ощущения - я взял иголку и положил рядом с ладом на поверхность грифа. На фоне иголки все лады действительно имеют небольшой радиус искривления. Ну и как после этого не поразиться невероятным японским мозгам со всеми их дотошными к мелочам технологиями?
Финальным аккордом в описании грифа будут колки. Они полностью соответствуют концепту “ретро-имидж и современный функционал”. Выглядят они как настоящий олдскул на стратах пятидесятых, но при этом являются локовыми. То есть обладают замковым механизмом. По нашим временам такие колки - совсем не новинка. Но их очень редко ставят на серийные модели - обычно они продаются как запчасти для апгрейда. Я, кстати, уже задумался купить такие для своего резонаторного телекастера, где как раз на голове стоят “олдскулы”. Опять таки следует сказать, что на Fender локовые колки ставят только на дорогую серию American Deluxe, но ни как не на на American Standard или мексиканских Standard.
Перейдем к корпусу. Он, во-первых, из ольхи, а не из липы как у многих японских Fender или того же Ibanez. И, разумеется, за счет ольхи он уже потенциально должен звучать в стратовском стиле. Вторая важная особенность корпуса - он из двух кусков ольхи как на американских стратах. На мексиканских Standard с деревом корпуса все обстоит совсем иначе. Многие люди не могут понять за счет чего “мексы” звучат хуже, если по описанию они практически идентичны по в плане дерева. Так вот, побывав несколько раз на фабрике Fender в Мексике, я сам видел процесс изготовления корпусов.
В серии Standard (а речь именно о ней, а не о других мексиканских сериях) корпус делают из 5-6 кусков дерева. Далее его либо закрышивают “вглухую”, либо, “если запланировано санберст”, сверху и снизу на 5-6 кусков приклеивают еще и тонкий слой шпона с “нормальным” рисунком дерева. Разумеется, бока на таких “шпонированных стандртах санберста” закрашены в глухую черным цветом, чтобы не было заметно “изобилия деревяшек”. Более дорогие мексиканские серии не делают из 5-6 кусков, и поэтому они звучат получше. Но мы то сейчас говорим от мексиканском Standard, который в наших московских магазинах стоит одинаково с FGN.
Бридж FGN - это еще одна вещь, о которой стоит упомянуть прежде чем подключить гитару к усилителю. Двойственная концепция “старого и нового” порожденная названием Neo Classic, реализована в бридже настолько же полно, как и в колках. Ретро-седла, но при этом он крепится к корпусу “на двух винтах”. Причем тут реализована задумка - не смотря, на два винта, бридж на них не опирается как в современных тремоло American Deluxe или American Standard, а именно прикручен к корпусу, как это делается на олдскульных гитарах. Иногда такое можно было встретить на старых стратах, где гитаристы самостоятельно выкручивали четыре средних винта и оставляли тремоло на двух, якобы для больше свободы хода. Разумеется, этот бридж более прогрессивен и удобен в работе, нежели обычное ретро на мексиканском Standard. Хотя тут уже дело привычек.
На бридже есть штампы Fujigen, однако, как говорят надежные источники, выпускается он Gotoh, топовым японским производителем гитарного железа, которое ставят на море профессиональных инструментов. Тоже самое касается колков - они тоже Gotoh.
Пришло время играть на FGN. И моментально в голову бьет мысль о том, как оно фантастически удобно для левой руки. Ни на одном Fender, что новом из магазина, что на руках у знакомых, я не встречал так низко лежащих струн. При этом не дребезжащих. Нечто подобное было на страто и теле подобных гитарах израильского бренда ERG, которые мне давали на тестирование. Но там был Custom Shop за “большие деньги”. А тут простая серийная гитара. Хотя если вспомнить Ibanez с той же фабрики, то, наверное, нет смысла удивляться малому расстоянию от струн до грифа. На Фуджигене это всегда было коронной фишкой.
Удивительно, что написав столько слов про всякие (не касающиеся звука) аспекты страта FGN, я совершенно не знаю, что писать про звук. В этом аспекте реально можно обойтись двумя словами в одном предложении. Это хороший звук, и он на все сто процентов стратовский. Насколько хорошо я разбираюсь в звучании American Standard и American Deluxe - так вот FGN звучит на том же уровне качества и степени приятности. Не буду углубляться в детали именно стратовского саунда - все эти стекло, прозрачность, приятные атакующие щелчки в режиме “нек плюс мидл” и прочие заезженные обороты. Гитара сделана в стратовском стиле и она звучит как и полагается страту.
Если же говорить о нюансах, то я бы обратил внимание на хамбакер, который стоит в бридже. У Fender практически в каждой серии тоже есть версии с хамбом. Однако, в отличие от синглов, фендеровские хамбы звучат “ни рыба ни мясо” и я не знаю ни одного владельца Fender HSS, кто бы не сменил фендеровский хамб на что-то более приличное. Судьба хамба FGN (а на их страте все датчики какие-то свои стоят) тоже весьма сомнительна. У него очень слабый выход. Даже слабее фендеровского. И метал на нем не поиграешь. Легкий подгруз, блюз и фант идут на ура. Классик-рок, Led Zeppelin, Deep Purple, Creedence - все этотоже звучит адекватно и с кайфом. Но вот попытка рубить хотя бы Iron Maiden (а про Metallica я и не говорю) оканчивается не лучшими результатами. И это при том, что обычно даже самый заурядный Seymour JB в принципе позволяет ощущать себя “на коне” по части тяжелой музыки. На FGN у хамба есть еще и режим отсечки, который включается пуш-пулом на крайней ручке тембра. Не могу сказать, что сам по себе звук “псевдо-сингла” получается каким-то интересным, однако в сочетании со средним датчиком получается очень классическим и узнаваемым.
Поэтому если вам нужна совсем универсальная гитара, то я бы заменил хамб FGN на что-то более гейновое. А иначе он только называется хамбом, а с перегрузом звучит почти как сингл. Какой в нем тогда смысл? Тогда уж надо SSS брать на не HSS. Мое мнение - хамб напрашивается на церемонию “в команде Спартак замена”. Либо живите без полноценного хайгейна. Других каких-то претензий или замечаний к звуку FGN я не могу предьявить. Звук возможно не какой-то хай-енд и выдающийся, но он в любом случае хороший и стратовский. Он стандартный в плане “чего ожидал, то и получил”. И в любом случае это на два порядка круче нежели мексиканский Standard за те же деньги. FGN другого уровня гитара. Не уровня Fender Custom Shop, но класса Fender American Deluxe или American Standard.
И у FGN при всем при этом есть потенциал для роста. Небрендовые датчики - это явный резерв, который при соответствующей замене сделает звук еще лучше. Это отличает FGN от того же американского Fender, где уже изначально стоят хорошие звучки, замена которых просто дает немного иной характер, а не какой-то качественный скачок вперед. А в случае с FGN думаешь, что если гитара с этими датчиками не уступает американцам, то как она будет звучать с датчиками от хороших брендов? По идее должно еще лучше.
Кстати, о послушать, - я думаю, что лучший способ понять как в принципе звучат страты от Фуджиген можно на примере Энди Тиммонса (Andy Timmons), чей именной Ibanez является стратом, сделанным на фабрике Фуджиген. Это просто потрясающий гитарист, невероятно мелодичный, очень музыкальный и с отличным вкусом. Его альбом “Sgt Pepper”, где он на своем страте “спел” самый крутой битловский альбом - одна из моих любимейших гитарных записей. Если вам нравится Джефф Бек или Джо Сатриани, то уверен, вы порадуетесь этой записи. По мне, она просто шедевральна и входит в золотой фон инструментального электро-гитаризма. Там столько разных невероятных нюансов.
Не могу не рассказать еще одну историю, связанную со стратами Фуджиген. Многие слышали классическую историю про Стива Вая, который искал хороший страт для записи композиции The Boy From Seattle, переслушал море гитар, в том числе винтажные инструменты пятидесятых, а потом в итоге купил за 500 долларов японский страт, на котором и записал свою нетленку. Обычно эту историю очень любят рассказывать разного рода барыги, которые торгуют японскими стратами. Никто особо не знает продолжения этой истории. На правах человека, которого Стив знает и более того называет своим другом, расскажу про этот страт пару слов.
Разумеется, Стив потом привозил этот страт в Японию, показывал пацанам с Ibanez и с Фуджиген. Так вот, японские Fender делаются на самых разных японских производствах. Поэтому они бывают разного качества и разных ценовых ниш. Система простая - есть офис, который решает на какой фабрике и какую модель они будут заказывать в производство в том или ином году. В результате у нас покупателй хаос и нестабильность в плане гитар - есть неплохие, а есть и ужасные - все зависит от фабрики. Так вот, тот самый страт Вая был по серийным номера и прочим признакам стопроцентно опознан как произведенный на фабрике Фуджиген.
Поверьте мне, обычному европейцу типа нас с вами крайне сложно рассмешить жителя Японии. Но в случае со стратом Вая - они, потомки самураев, смеялись даже когда просто пересказывали вслед за Ваем эту веселую историю. Типа Вай выбрал гитару с той же фабрики, что и делает ему его Ibanez Jem (кстати, тоже ольховый). Фактически тот же Jem, только с синглами и стратовским бриджем. То есть, с вкусами и пристрастиями Стива все понятно. Парень просто тащится от всего, что делают на Фуджигене. Не удивлюсь, если у него вдруг на какой-то записи появится их леспол.
А я попробую подвести итог своего знакомства со стратом FGN. Так сказать выводы. Они просты и логичны. Мы живем в мире конкуренции и брендов. Это понятно даже ребенку, не говоря уж о здоровом сто-килограммовом детине с бутылкой пива в руке и гитарой наперевес. FGN вступил на скользкий путь конкуренции с самими Fender. В отсутствии сектантского логотипа на голове грифа, бравым японским парням нужно предъявлять какие-то другие преимущества. И они это все понимают. Поэтому если говорить о стратах FGN - то это ощутимо более сладкая цена за то же самое качество, звук и фишки дорогущих Fender. И плюс уникальные вещи типа системы установки ладов. В общем, все очень просто и понятно.
У Фуджиген на фоне Fender менее популярная буква F в логотипе, но зато на порядок выше качество, звук и все остальные параметры (в рамках одной и той же ценовой категории). По другому конкурировать они не могут даже в теории - поэтому тут вот такая фишка и стратегия. Поэтому думайте и решайте сами. Либо раскрученный популярный бренд, либо за те же деньги логотип попроще, но во всех отношениях круче. Ну или за одинаковые деньги совершенно разный набор качества. В общем, за бренд нужно платить дополнительные деньги, как это происходит в случае с Fender. А вот, что касается FGN, то сегодня они еще не бренд, поэтому можно взять подешевле. Точно такой же стратегии придерживались Ibanez, пока не раскрутились, и в следствие этого подняли цены. Все очень прозрачно и понятно. Никаких секретов. Просто вот такие гитары. Хорошие гитары если говорить о FGN.
P.S. Ко мне в гости заехал потрясающий гитарист Владимир Корниенко (Земфира, Найк Борзов, Ундервуд и море сессионых работ). У него весьма приличный опыт игры на стратах. Я попросил попробовать FGN и сказать мнение. Владимиру инструмент очень понравился и определенно просто удивил. “Отличная гитара, во многих аспектах даже лучше Fender. Если она уже сейчас так звучит, то как она будет звучать хотя бы через год, когда разыграется”, - сказал он. По его, человека с отличным слухом, мнению, система установки ладов на FGN действительно заметно улучшает строй. Мы договорились с Владимиром сделать демонстрационный видео-ролик с этой гитарой для пользы и просвещения народа.