Framus Renegade Custom II
5 октября 2015
Автор статьи — Сергей Тынку
Если есть на свете луна, то у нее обязательно должна быть обратная сторона. Об этом знает любой просвещенный человек, знакомый с творчеством группы Pink Floyd. Не может не быть альтернативной вселенной. Это закон сохранения баланса и поддержания правильного равновесия. Он соблюдается практически везде. В том же футболе, где помимо сборной Испании, обязательно должна функционировать сборная России.
Разумеется, в гитарном мире своя альтернативная вселенная тоже просто обязана была существовать. Зона, где Gibson Les Paul успешно заменяется на Godin Core , а вместо Fender Telecaster запросто можно играть на Framus Renegade. Попробуем сделать пару шагов в этот удивительный мир альтернативных гитар и познакомиться с Renegade поближе.
Framus - это уважаемый немецкий бренд, имеющий свою достаточно интересную историю. Мы сейчас привыкли к тому, что электрогитары обычно делают в Америке, а уже потом в Японии и прочих Азиях. Европейских производителей гитар совсем немного, если говорить об именах на слуху. Французы LAG и Vigier, англичане Burns, немцы Framus и Hofner. Сходу больше ничего в голову не приходит, если говорить о европейских электрогитарах. Ну если только не вспоминать разного рода Musima, Lead Star, Jolana, которые какими-то правдами и не правдами проникали в СССР на радость лишенным нормальных инструментов советским жителям. Но в целом, конечно, Европа в плане электрогитар, всегда очень сильно отставала от Америки, и той же Японии, которая принялась копировать штатовские инструменты чуть ли не с первого дня их появления.
Краткая история Framus выглядит так:
- 1946 - начались
- 1954 - построили большую современную фабрику
- 1975 - обанкротились и исчезли
- 1995 - новая жизнь под крылом у Warwick
История достаточно банальная и мы видели ее тысячу раз на рынке. Можно вспомнить гитарный бренд Kramer, который обанкротился и умер. А потом его забытое имя купили Gibson и попытались воскресить. Разумеется, безуспешно как и многое другое, что делали Gibson. Совсем другое дело у Vox. Когда клавишная контора Korg разбогатела и решила попробовать выйти на новый для них гитарный рынок, они купили это абсолютно мертвое имя у Marshall и начали великий крестовый поход за гитарными плюшками. Результат налицо. За последние лет десять Vox стали очень узнаваемыми, а их каталог за это время пополнился десятками новых продуктов, включая гитары, усилки, процессоры, примочки и прочие ништяки.
Не нужно быть профессором истории, чтобы догадаться, что когда немецкий бутиковый производитель великих басов Warwick накопив немного лишних денег пришел к идее делать еще и гитары, то не было ничего более логичного, кроме как приобретения прав на старый немецкий бренд Framus. Нет смысла говорить о том, как хороши басы Warwick. Это икона, мечта и сладкая сказка и в мире низких частот. И эта их магия не может не распространятся на гитары Framus, отношение к которым также формируется на основе положительных эмоций от Warwick.
При этом нельзя сказать, что Framus очень распространенные и популярные в народе гитары. Большинство людей о них либо не слышали, либо знают очень мало. Для многих гитаристов Framus - это такой экзотический бутик. Во многом такая ситуация складывается из-за того, что на Framus играет не так много знаменитых гитаристов. Я вот буду честен и признаюсь, что ничего не знаю о таких артистах Framus как Stevie Salas (играл в American Idol, Mick Jagger) или Phil X (играл Bon Jovi). Хотя на меня весьма приятное впечатление произвел тот факт, что на этих гитарах играют такие уважаемые граждане как Wolf Hoffmann из группы Accept и Larry Сoryell.
В сознании многих людей немцы всегда были синонимом безупречного качества практически во всех отраслях - будь то выпуск автомобилей, производство пива или даже подготовка футболистов. С музыкой в Германии было тоже всегда все очень хорошо - начиная с бессмертной классики и вплоть до приятного тяжелого метала последних лет тридцати. Нет никаких причин сомневаться в их способностях по части музыкальных инструментов. И тут даже дело не только в Warwick. Можно вспомнить тот же родом из Германии Sennheiser, который является еще одним гигантом мировой индустрии топовых товаров для музыкантов. Не говоря о железе Schaller, на котором играет весь мир.
Renegade Custom II стала первой гитарой, с которой у меня началось личное знакомство с Framus. Понятное дело, что я как фанат телекастеров, не смог пройти мимо. К сожалению, эту модель сняли с производства. Хотя к счастью многих, какие-то небольшие количества этих прекрасных инструментов еще имеются на складах российского дистрибьютора. В настоящее время у Framus есть есть производственных линейки немецких гитар - это Custom Shop Masterbuilt и Pro Series Teambuilt. Так вот, Renegade Custom II сделан в рамках Custom Shop Masterbuilt и это, конечно, очень многое объясняет. Разумеется, перед нами отличный инструмент высочайшего уровня.
Конструктивно, Renegade Custom II не очень сильно отличается от традиционного телекастера. Можно сказать, что все его отличия совсем не глобальны и вряд ли будут влиять на окончательный звуковой результат. Гриф сделан из клена с палисандровой накладкой, корпус из ясеня - это очень стандартные параметры. Крепление грифа к корпусу весьма необычно. На пятке всего два винта. Еще два располагаются под нековым датчиком (я сам не стал откручивать смотреть, но хорошие люди подсказали).
Голова грифа “двусторонняя” и идет не прямо как у Fender, а немного загибается. Угол не такой крутой как у Gibson, он скорее самый минимальный, ближе к PRS. Однако, анкер регулируется по “гибсоновской схеме” - то есть доступ к нему осуществляется через “крышку-колокольчик”. Еще одна непривычная для фендеро-подобных гитар вещь - это “вольюта” в месте перехода грифа в голову. Никаких неудобств в этом смысле не обнаружено. Профиль грифа - очень близок к стандартному современно фендеровскому - то есть это совсем не толстый гриф. Колки - локовые.
На корпусе отсутствует пикгард, что выгодно демонстрирует красивую структуру ясеня и подчеркивает, что перед нами совсем не Fender. Еще одно небольшое отличие - это расположение ручек регулировки и переключателя датчиков. Они крепятся прямо к корпусу без металлической панели (как на обычном телеке) - по геометрии они ближе к стратовской диспозиции нежели к телековской. Но опять таки никаких неудобств с этим не связано. На корпусе есть два удобных небольших скоса на задней поверхности - на пятке и “под живот”.
Бридж на гитаре - современного стиля, хорошо знакомого по American Standard и American Deluxe. Отстроена гитара очень хорошо - струны лежат очень низко над поверхностью грифа и ничего нигде не дребезжит. Звукосниматели Seymour Duncan: мини-хамб SM1 в неке, и в бридже STK-T3B - вертикальный хамб в размере сингла.
Я сравнивал этот инструмент со своим собственным Fender American Deluxe. Надо сказать, это очень хороший Fender, ничем в звуке не уступающий Custom Shop, и это главная причина того, что он у меня уже несколько лет. Как и у Framus у моего Fender ясеневый корпус и бесшумные датчики, в данном случае Fender Samarium Cobalt Noiseless.
У меня не получится как-то долго и подробно описывать звук Framus. Он очень близок к Fender и по характеру и по качеству. Мне сложно представить кого-то способного отличить их с закрытыми глазами. Можно сказать один в один. И на чистом звуке и на перегрузе. Телекастеровское стекло, отличная атака, хрустящие ноты, яркие верхи, упругие пружинистые низы и все прочие традиционные вещи на месте. То есть это реальная альтернатива Fender.
Остановлюсь чуть подробнее на мини-хамбе. Есть люди (тот же Кит Ричардс из Роллингов), очень сильно любящие хамбакер в неке. Мне непонятны эти симпатии, поскольку казалось, что оно всегда немного ворует чего-то настоящего телекастеровского. Я обычно больше люблю на телеках хамб в бридже для метала, и сингл в неке для чистого звука. Но это мои личные предпочтения, а отрицать существование большой армии поклонников хамбакера в неке телекастера просто невозможно. Такие люди есть и они всегда будут.
Мини-хамбакер - это такой компромисс. Он не звучит как полноценный хамб, но при этом и синглом его тоже не назовешь. Он звучит чуть более густо и чуть более низасто даже в сравнении с вертикальным хамбом типа Samarium Cobalt Noiseless или какого еще другого. То есть какой-то свой колорит и удаление еще на пару шагов в сторону от классического телекастера этот датчик дает. Но это нельзя назвать плохим или хорошим. Просто такая фишка. Разумеется, если бы я купил этот Framus то наверное задумался о замене некового датчика на что-то более резкое. Хотя и даже с ним вы услышите, что перед вами именно телекастер. Тванг никуда не скроешь.
И, кстати, в режиме “нек+бридж” звук Framus был невероятно классическим и просто великолепным - мне он понравился больше всего на этой гитаре и даже больше, чем аналогичный у Fender. Буду честен, я бы с удовольствием купил бы этот Framus (тем более цена у него раза в два меньше фендеровской), который мне очень нравится во всех отношениях, если бы у меня не было сейчас телекастера. И только состояние дома в стиле “полным полна моя коробочка” остановило от очередного набега на семейный бюджет.
Подведем какой-то итог знакомству с этим инструментом. Итак, это альтернатива Telecaster современного стиля - American Deluxe и его кастомшоповские версии. Framus сделан во всех отношениях хорошо и придраться абсолютно не к чему - будь то качество работ, внешний вид, удобство или звук. Все выполнено на достойном уровне. Полностью готовый к работе профессиональный инструмент. Как и подобает альтернативе большому бренду у него есть свое конкурентное преимущество. А именно цена, которая в два раза меньше нежели у American Deluxe (а уж про версии от Custom Shop я и вовсе молчу).
Единственный грустный момент состоит в том, что эту замечательную модель сняли с производства. Таковы жестокие законы нашего повернутого на маркетинге мира, которому абсолютно плевать на качества продукта. Если о тебе никто не знает, то ты покидаешь рынок. Но, повторюсь, какое-то количество еще есть в продаже в России. Хоть какая-то приятная информация.
P.S. Помимо Renegade Custom II у Framus были и другие Renegade. В частности это Renegade Custom и Renegade Pro, с парой полновесных хамбов и металлической панелью под ручками.