Гитарные звукосниматели
Статья
Если вокалист поёт в микрофон, то куда поёт гитара? Все мы знаем, что ни одна нормальная вечеринка не обходится без караоке, когда вас распирает изнутри настолько, что энергия вырывается самым коротким путём — через рот. Если ваша вечеринка никогда не доходила до этой точки, то, возможно, вы гитарист, который даже в самые торжественные моменты жизни вместо крика души использует «пиу-виу» на гитаре.
Как мы знаем, неподключённая электрогитара сама по себе звучит тихо. Акустически звук состоит из ярко выраженных щелчков (атаки) и очень слабого сустейна (продолжительности слышимого звучания). Всё дело в том, что вместо полого корпуса акустической гитары, который является резонатором и усиливает вибрации струн, корпус электрогитары — лишь часть конструкции, которая держит струны и удобно лежит на ноге. Записывать электрогитару при помощи микрофона смысла нет. Даже если подставить микрофон вплотную к струнам, эффект будет чудовищным. Поэтому для гитары создали свой уникальный микрофон — звукосниматель.
Гитарный звукосниматель — это устройство, преобразующее колебания струн в электрический сигнал, который мы можем использовать для последующей звуковой обработки. Например, подключить гитару к усилителю или аудиоинтерфейсу. Звукосниматель (датчик) — ключевой компонент электрогитары, оказывающий огромное влияние на звучание инструмента. На мой взгляд, он формирует 80 % звука. Все остальные части тоже важны, но если на гитаре установлены датчики низкого качества, то ни о каких деталях и нюансах речи уже не будет. Но если звукосниматель подобран верно, он позволит гитаре раскрыться полностью.
В 1931 году в США Джордж Бичем (George Beauchamp) совместно с инженером Адольфом Рикенбакером (Adolph Rickenbacker) представили первую коммерческую электрогитару — Rickenbacker “Frying Pan”, оснащённую магнитным звукоснимателем. Бичем использовал катушку провода, намотанную вокруг магнитов, создавая индукционный эффект: вибрации металлических струн генерировали электрический сигнал, который затем усиливался. Хотя были и другие эксперименты со звукоснимателями (например, работы Ллойда Лоара в 1920-х), именно конструкция Бичема легла в основу современных магнитных датчиков.
Такой тип звукоснимателей называют синглами (Single-Coil). Они обладают ярким, чистым и прозрачным звуком с хорошей атакой и детализацией. Одной из самых популярных гитар с синглами является Stratocaster. Однако эта конструкция подвержена фоновому шуму (наводкам), поэтому при игре на сильном перегрузе приходится крутиться и искать такое положение гитары в пространстве, где фон минимален.
В 1946 году инженером Уолтером Фуллером (Walter Fuller) был разработан P-90. Это сингловый (однокатушечный) звукосниматель с широкой катушкой и сильными магнитами. Он имеет более жирный и мощный звук по сравнению с классическими синглами, как на Stratocaster или Telecaster. Первые гитары с P-90 выпустила компания Gibson в 1947 году — это были модели ES-5 и L-5. А с 1952 по 1957 годы звукосниматели P-90 устанавливались на Les Paul Goldtop.
Проблема фона раздражала многих музыкантов и звукорежиссёров. В 1955 году инженер Сет Лавер (Seth Lover) решил использовать не одну, а сразу две катушки с обмоткой, но соединённые так, чтобы сигнал в них шёл в противоположных направлениях (в противофазе). Так появился хамбакер (Humbucker, дословно — «глушитель шума»). Благодаря своей конструкции хамбакер существенно снижает уровень фона и даёт более мощный и насыщенный звук по сравнению с синглами. Первые серийные гитары с хамбакерами появились в 1957 году — это Les Paul Standard и ES-175.
Несмотря на то что хамбакеры решали вопрос с фоном, всё же они звучали совершенно не так, как синглы. Многим гитаристам приходилось мириться с «раздутым» звуком хамбакера просто чтобы избежать неприятных наводок при использовании перегруза. Так продолжалось, пока в 1996 году известный инженер и гитарный мастер Билл Лоуренс (Bill Lawrence) не разработал бесшумные синглы. Хотя эти звукосниматели и называются синглами, на самом деле это миниатюрные хамбакеры, замаскированные под синглы. Их конструкция содержит две катушки, но расположенные так, чтобы сохранять характерный яркий тон синглов. Многие популярные производители, такие как DiMarzio, Seymour Duncan или Lindy Fralin, предлагают свои версии синглов, хамбакеров, P-90 и других авторских разработок.
Все вышеописанные звукосниматели являются пассивными, то есть не требуют никакого питания. Но есть и другой вариант — активные звукосниматели.
Первый активный звукосниматель был разработан в 1969 году инженером Робертом Тарнополом (Robert “Bob” Tarnopol) и его компанией Alembic. Однако массовое распространение активные датчики получили благодаря Роберту Тернеру (Rob Turner), основателю компании EMG, в 1976 году.
В конце 1980-х EMG-81 и EMG-85 стали популярными среди металлистов (например, Metallica, Zakk Wylde). Всё дело в том, что уровень громкости на сцене в те времена достигал невероятных значений и приводил не только к усилению шумов, но и к ощутимому микрофонному эффекту, который давали пассивные звукосниматели. То есть буквально всё, что «орало» на сцене, попадало в звукосниматель и отправлялось в перегруженный усилитель, который разгонял этот шум и направлял его обратно в звукосниматель.
В отличие от пассивных, активные звукосниматели используют катушку с низким сопротивлением, что снижает чувствительность к внешним источникам шума и расширяет динамический диапазон. А встроенный предусилитель компенсирует это и обеспечивает сигнал, гораздо более мощный, чем у пассивных звукоснимателей.
Нельзя сказать, что активные датчики применимы только для хайгейна. Достаточно вспомнить Дэвида Гилмора, который использовал активные синглы. Сегодня EMG, Fishman Fluence и Seymour Duncan Blackouts остаются лидерами среди активных звукоснимателей, предлагая большой выбор моделей и вариантов звучания.
Ещё существуют пьезозвукосниматели, которые преобразуют механические вибрации струн в электрический сигнал с помощью пьезоэлементов. Они часто используются на акустических и классических гитарах. Пьезодатчик передаёт естественное звучание инструмента, не чувствителен к электромагнитным помехам, но требует активной электроники (предусилителя) для корректного звучания. Пьезозвукосниматели иногда ставят на электрогитары, например, PRS или Music Man.
Выбор звукоснимателя зависит от стиля музыки, характера звучания и типа гитары. Грубо говоря, все звукосниматели имеют 2 основные характеристики: насколько ярко и чисто они звучат и какую выходную мощность имеют.
Соответственно, если вы любите поострее — смотрите в сторону синглов, если пожирнее — хамбакеры. Фон — не проблема, теперь можно найти как оригинальные модели, так и современные улучшенные версии, которые полностью избавлены от шумов. Выходная мощность говорит нам о том, как быстро усилитель будет попадать в зону перегруза. Но разве тут ещё кто-то играет напрямую в усилитель? Бустеры, овердрайвы, примочки, VST — всё это легко решает вопрос согласования уровней. Но я считаю, что излишняя мощность звукоснимателя делает звук грязнее. Лучше получить сигнал среднего уровня и разогнать его далее, чем пытаться «потушить огнедышащего дракона».
Что касается магнитов, которые применяются в конструкции, правило очень простое: алнико (Alnico) обеспечивает мягкий и тёплый звук, керамика (Ceramic) — агрессивный и резкий.
Для оценки громкости и «мощности» звукоснимателя лучше использовать характеристику напряжения. Хотя у большинства производителей вы найдёте лишь значение сопротивления (DC Resistance), которое даёт представление о том, сколько проволоки находится в катушке. Чем больше витков, тем больше сопротивление, и тем меньше верхних частот будет у звукоснимателя.
Ориентироваться можно так:
Низкий выход (4-6 кОм, 100-200 мВ) — более чистый и динамичный звук (синглы, винтажные хамбакеры).
Средний выход (7-12 кОм, 200-400 мВ) — универсальный вариант для рока и хард-рока.
Высокий выход (13+ кОм, 400+ мВ) — агрессивный и мощный звук для металла.
Гитарный звукосниматель определяет звук инструмента. Выбор подходящего типа зависит от жанра, личных предпочтений и требований к звучанию. Понимание характеристик и принципов работы различных звукоснимателей поможет вам достичь желаемого звучания и раскрыть потенциал вашей гитары. Лично я никогда не экономлю на звукоснимателях.