Педаль Electro-Harmonix Knockout
13 июля 2015
Автор статьи — Сергей Тынку
Это одна из тех удивительных примочек, которые могли придумать только Electro-Harmonix. Производитель называет ее эквалайзером атаки и чтобы доступно объяснить принцип ее работы говорит о том, что она волшебным образом превращает звучание леспола в стратовское, а стратовское в телекастеровское. О том, что будет со звуком телекастера, и куда он превратится если его включить в Knockout, производитель умалчивает. Поэтому попробуем разобраться сами.
Из того описания, что дает производитель можно сделать вывод, что для этой примочки больше подошел бы термин «остеклитель», поскольку она именно якобы добавляет в звук стекла. А когда начинаешь знакомиться с ручками регулировки, то поражается их простоте — кажется, что все очень элементарно — ручка высоких, ручка низких, и так называемая ручка регулятора громкости изначального необработанного сигнала. Обратите внимание — это не ручка громкости эффекта, а я бы назвал ее регулятором мощности выхлопа датчика. То есть тут совсем другой принцип работы. И когда все эти дела работают вместе, то они дают очень интересный эффект. И я бы, если работал в Electro-Harmonix и назвал бы эту педаль иначе и описывал ее работу под другим углом.
Человечество так устроено, что людям всегда нужна романтика и мечта. Гитаристы в этом плане не исключение, и мечтают они с утра до вечера («пока заводы стоят»). Едва ли не самая старая и наиболее навязчивая идея мечта подобного гитарного толка состоит в обладании универсальными звукоснимателями — чтобы одна модель датчика могла справляться с совершенно разными задачами — «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя».
Чего только не было сделано на этом пути в светлое будущее. Однако, «воз поныне там». Самым очевидным примером попытки универсализовать звукосниматель является установка отсечки на хамбакере. Вещь красивая, однако, по мнению многих людей (и я среди них) совершенно бесполезная, поскольку ее звук в режиме сингла не представляет ничего вкусного или интересного.
Педаль Electro-Harmonix Knockout, по моему мнению, как раз играет на поле внесения разнообразия в звукосниматель. Она может сделать его мощнее, может сделать наоборот слабее, добавить стекла и каких-то своих сложно описуемых эффектов типа акустизации, анти-мутности, сдвига звукового спектра и прочих странных слов, которые приходится говорить в попытках описать звук. По мне весь эффект от этих ручек сродни тому как будто вы меняете датчики. И, разумеется, все остальное, что происходит со звуком — оно как раз и проистекает из якобы разных датчиков.
Причем я бы тут добавил в описание работы педаль еще один интересный эффект — это работа ручкой громкости на гитаре. В сочетании с педалью она тоже дает свой невероятно интересный результат. Например, когда вы прибираете громкость на гитаре и при этом делаете Dry на педали погромче. Педаль дает очень много разных звуков (в тех пределах, что вам дадут датчики). И если говорить о, например, звуке сингла на лесполе, то мне звучание и варианты Knockout показалось намного более интересным нежели в вариантах с отсечкой.
Конечно утверждать, что леспол превратился в страт было бы некорректно. На свете бывают десятки разных типов страта и лесполов. И море разных датчиков, с которыми эти гитары звучат по-разному. Эти изначальные ваши датчики очень по разному звучат с Knockout. Плюс действие Knockout, разумеется, зависит от того, что будет стоять после этой педали — какие фильтры, перегрузы и усилки. Но поиграться там есть с чем. Тем более подобно настоящему безумию от Electro-Harmonix все ручки влияют друг на друга, добавляют помимо эквализации какие-то свои окрасы и обертона, в результате получается просто много разных интересных звуков.
Как я говорил, вы можете не только сделать датчик слабее и сингловее, но и мощнее, хамбакернее, подкинув ему силенок. В результате у вас даже появляется немного гейна там где раньше его не было и сами понимаете звук меняется. Ну и, конечно за счет двух фильтров — высоких и низких, вы можете очень сильно расширить частот диапазон обычной электрогитары, сделав его чуть более близким к акустической гитаре.
Попробую проиллюстрировать работу примочки на конкретных положениях ручек. Втыкаем в педаль леспол. При средних положениях трех ручек регулировки звучание такое же как и у гитары без примочки. То есть ее родное. Чтобы внести фендеровости в леспол делаем ровно три вещи: прибавляем верхов, делаем меньше низов и уменьшаем мощность датчика. То есть все как на сингле в сравнении с хамбом — меньше выхлоп и больше верхов. В результате получается практически Fender. Тем более можно докручивать ручки по своему вкусу.
Попробуем в тех же позициях (много верхов и мало мощности) выкрутить басы «на побольше». Получается эффект близкий к акустике с пьезой, которую воткнули в усилок для электрогитары.
Следующий эксперимент — возьмем Fender c синглами и попробуем его гибсонизировать, применяя на практике те немногие знания о датчиках, что у нас есть. Итак, делаем поменьше верхи, и побольше мощи. Низов тоже побольше. На чистом звуке гитара начинает звучать явно мутнее, но зато с перегрузом у нее появляется мясо, сустейн и прекрасные медиаторные флажолеты, которые до этого высекались с большим трудом.
Думаю теперь вам более менее понятен принцип работы педали. Мне она показалась невероятно интересной. Особенно если у вас всего одна гитара и нет желания плодить парк разных инструментов. Хотя даже если у вас и много гитар, то в результате махинаций с этим Electro-Harmonix вы всегда можете нарулить какие-то новые звуки, которых у вас еще не было.
Нечто похожее делают и другие производители — например, Seymour Duncan с их Pickup Booster, но там как я понял просто из описания (в руках то подержать не удалось) функциональные возможности педали намного меньше нежели у Electro-Harmonix Knockout.
Очень похожие эффекты дают фильтры EMG, о которых я писал в тексте про набор электроники David Gilmour. Однако, там эффект немного иной, поскольку нет раздельной регулировки верхов и низов. В тех фильтрах регулировалась либо середина одной ручкой, либо верхи с низами одновременно другой ручкой. Но в целом идея заметного изменения датчиков — она там тоже присутствовала.
Нынешняя цена Knockout — всего 4 558 руб, что меньше стоимости даже одного брендового звукоснимателя. А нарулить всякого разного там можно в разы больше, чем вам даст один датчик. А уж про возню с «установить/поменять» я и не говорю. Поэтому если ваши датчики хороши в чем-то одном, но не устраивают вас в каких-то иных отношениях — рекомендую обратить внимание на эту педаль. Просто попробуйте ее — она вас удивит и порадует. Я получил истинное наслаждение, меняя звучание своих гитар. Очень интересная вещь. И, кстати, она заточена не только под гитару, но и под бас. И там можно тоже очень много всего забавного нарулить.