Куда подключать гитару?
Статья
Все мы помним, как волк из «Ну, погоди!» подключил электрогитару в розетку 220 В. Уверен, именно поэтому он увидел говорящего зайца и спускался в метро при помощи таза.
Удивительно, но, когда пьяные мужики в поезде Красноярск – Иркутск увидели, что мы заходим с гитарами, нас сразу же попросили «исполнить», а на возражение, что без усилителя работать не будет, указали пальцем на розетку для электробритвы.
Так что же не так с электрогитарой и почему бардам повезло больше? Давайте разбираться.
Благодаря полому корпусу (деке) акустической гитары, который выступает в качестве резонатора, все колебания струн усиливаются, и мы можем наслаждаться звуком любимого инструмента без дополнительных устройств. Но, когда речь идёт об электрогитаре, не стоит забывать, что сама по себе она звучит не так, как показывают в кино, и для того, чтобы в полной мере ощутить смысл, требуется вторая часть пазла – устройство, куда эту гитару можно подключить.
Сердцем электрогитары является звукосниматель.
Звукосниматель трансформирует вибрацию струн в электрический ток, который затем многократно усиливается, получая необходимые искажения, и возвращается к нам обратно опять в форме звуковых волн, но уже через динамики.
Так какие есть варианты для того, чтобы сигнал со звукоснимателя превратился в «тот самый звук»?
Гитарный усилитель
Первый гитарный усилитель был создан в 1928 году компанией Stromberg-Voisinet в Чикаго. Однако массовое распространение усилителей для электрогитар произошло лишь в 1950-х годах благодаря популяризации электрогитар и сопутствующего оборудования. Всё началось с так называемого комбоусилителя, то есть предусилителя, усилителя мощности и динамика, совмещённых в одном корпусе. Гитара подключалась к нему при помощи обычного инструментального кабеля.
Комбоусилитель является удобным решением благодаря своей компактности и относительно небольшому весу.
Стандартная мощность в 20–30 Вт позволяет легко играть с барабанщиком на репетиции или даже озвучивать концерты в маленьких клубах и барах.
Существуют и более мощные модели — 50–60 Вт, с двумя динамиками, которые способны раскачать почти любой зал.
И, конечно же, есть уютные усилители мощностью 1–5 Вт с маленьким динамиком — прекрасный вариант, чтобы поиграть одному дома.
Существует и другой вариант, при котором усилитель («голова») и кабинет (корпус с динамиками) разделены. Этот вариант называется «стэк» (stack) и подходит для профессиональных музыкантов, которые хотят получить максимальный контроль над звуком. Такой формат даёт возможность комбинировать разные усилители и кабинеты, но, естественно, увеличивает стоимость и усложняет транспортировку.
Такие производители, как Marshall и Mesa Boogie, предлагают большое количество моделей. Но если вы начнёте изучать, на чём играют ваши гитарные кумиры, то заметите, что вариантов и комбинаций гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Выбирая тот или иной усилитель, не стоит полагаться только на обзоры и рекомендации — очень важно поиграть самому, чтобы понять, подходит ли звук именно вам.
В мире усилителей есть два главных вопроса, о которых люди спорят каждый день: правда ли, что ламповый усилитель лучше транзисторного и есть ли необходимость включать его на максимум, чтобы как следует «раскачать». Я обязательно раскрою эти темы в одной из будущих статей.
Гитарный процессор
Гитарные процессоры, как устройства для обработки звука электрогитары, начали появляться в 1980-х годах, когда в мир ворвались цифровые технологии. В конце 90-х, когда Line 6 презентовали процессор POD, произошла настоящая цифровая революция в мире гитарного звука. Теперь процессор мог не только создавать эффекты типа Delay или Chorus, но и моделировать звучание различных усилителей и кабинетов.
Технология моделирования совершенствуется до сих пор, и с каждым годом цифровые модели звучат всё ближе к оригиналу, а в большинстве случаев почти не отличаются. Но если еще 5-7 лет назад такие компании, как Fractal Audio, Kemper или Neural DSP считались единственными достойными внимания профессиональных гитаристов, согласных играть в процессор, то уже сейчас продукты китайские производители, например Mooer, все чаще и чаще можно встретить в сэтапе серьезных музыкантов.
Удобство гитарных процессоров заключается в их компактности. В одной маленькой коробочке собраны сразу все усилители и эффекты, которые вы можете переключать буквально одной левой. Это позволяет с удовольствием развлекаться дома, с лёгкостью возить свой фирменный звук на концерты и даже использовать процессор в студии. К тому же, больше нет необходимости включать усилитель «на полную»: достаточно подключить процессор в линию или использовать наушники.
Аудиоинтерфейс и компьютер
Современные технологии позволяют подключать электрогитару к компьютеру через аудиоинтерфейс. Это открывает доступ к огромному выбору звуков. Такой вариант даёт не просто возможность играть в реальном времени, но и записывать вашу гитару. Вы можете создавать свои собственные композиции и, что немаловажно, совершенствовать технику игры, ведь ничто так не способствует прогрессу, как взгляд со стороны.
Когда мы играем на гитаре, мы слышим то, что у нас в голове, а не то, что выходит из-под пальцев. Записав, можно отложить инструмент в сторону и трезво оценить качество исполнения, обозначив над чем стоит поработать. Благодаря цифровым технологиям больше нет смысла платить злому лысому мужику, который постоянно орёт: «Не в моём темпе!» Теперь вы можете делать это сами.
Ещё огромным плюсом является возможность изменить и подстроить звук после записи. Если вам не понравилась модель усилителя или кабинет, решить вопрос можно в пару кликов. Больше не нужно перезаписывать всё заново.
Многие считают, что для этих целей необходим качественный интерфейс и мощный компьютер, но на самом деле подойдёт любой, даже самый бюджетный интерфейс и компьютер средней мощности. Да, качество будет не таким кристальным, но в большинстве случаев, когда вы не заняты работой над платиновым альбомом, этого более чем достаточно, чтобы поиграть в своё удовольствие, позаниматься или записать демо. Что касается уровня задержки, то почти все современные аудиоинтерфейсы позволяют держаться в рамках комфортных 5-6 мс.
В дополнение скажу, что на многих акустических гитарах установлен пьезо-звукосниматель, который улавливает вибрации струн и корпуса, преобразуя их в электрический сигнал. Такую гитару вы также можете легко подключить при помощи обычного инструментального кабеля. Существуют специальные комбоусилители для акустических гитар, если вы планируете выступление на даче или в подземном переходе. В остальных случаях с задачей отлично справится гитарный процессор или аудиоинтерфейс.
Если вы только начинаете, купите недорогой комбоусилитель, это позволит понять, как формируется звук. Экспериментируйте, не бойтесь пробовать разные настройки. Если вам нужна портативность, тогда ваш выбор – гитарный процессор. А если нужна максимальная гибкость, тогда стоит подробнее изучить тему обработки звука на компьютере и подобрать аудиоинтерфейс.
Самое главное, учитесь слушать. Обращайте внимание на звучание ваших любимых гитаристов. Попробуйте понять, как они добиваются своего звука. Звук гитары зависит не только от оборудования, но и от вашей техники. Уделяйте время упражнениям и развитию навыков. Нет смысла гоняться за дорогим оборудованием, если вы не умеете играть. Дорогие гитары и усилители не сделают вас лучше.
Помните, что главное — это ваша техника и любовь к музыке.