Гитарная педаль Electro-Harmonix Micro Synthesizer
23 июля 2015
Автор статьи - Сергей Тынку
Конечно, мысль о том, чтобы играть на гитаре звуками синтезатора - она бродила в головах гитаристах очень давно, чуть ли не момента изобретения синтезатора, а может быть и на пару тысяч лет пораньше. Поэтому производители гитарных эффектов постоянно пытались подарить гитаристам соответствующие коробочки с ручками регулировки.Electro-Harmonix Micro Synthesizer - одна из таких.
Скажу прямо - это одна из самых ужасных примочек, которую я пробовал в своей жизни. Но при этом я бы не сказал, что она какая-то плохая. Просто у меня не получилось с нею получить удовольствие. Ни разу. Так бывает. Сходил на десять свиданий с разными девушками и ни одного, скажем так, положительного момента не произошло. Возможно сам виноват, заранее наплодив напрасные ожидания типа “губу раскатал”.
Когда я брал на тестирование эту педаль, то в голове у меня при слове синтезатор, да еще и от производителя с явным клоном в олдскул, было представление о звуках в стиле цеппелиновских клавишных работ Джона Пола Джонса, ну или перполовского Джона Лорда. Нормальные такие звуки рок-клавишных. А зачем еще гитаристу нужны какие-то другие?
Однако, в реальности там ничего такого нет. И более того, на клавиши это не похоже. А похоже это в больше степени на хаотичный кошмар когда несколько разных примочек модуляции включили в цепь, не задумываясь о настройках и красоте звука.
Обычно чтобы получить представление о звуке примочки я выставляю все ручки на среднее значение, которое дает понятие об общем характере звучания, а потом уже начинаю вращать ручки регулировки. Здесь же в среднем положении я сходу услышал странный глухой, хриплый мычащий звук, который еще и возникал с серьезной задержкой. За нее кстати отвечает регулятор Attack Delay, чья работа похожа на действие ручки громкости на гитаре в режиме когда вы играете “якобы как классические смычковые”, извлекая ноту и наращивая громкость. Многие гитаристы делают такие фокусы беря ноты из тишины и потом докручивая ее ручкой громкости - получается милый эффект всплывания на поверхность. В этой педали оно реализовано блестяще. Но долго на таком звуке не поиграешь. И потом непонятно что именно играть? Медленные потусторонние звуки кладбищенских саундтреков?
Еще пара фейдеров тоже сходу отправились вниз, чтобы можно было понять и расслышать остальные. Дело в том, что в эту педаль встроен октавер. То есть помимо нормального звука гитары у вас есть еще два голоса - один на октаву выше, другой на октаву ниже. И, разумеется, вы микшируете эти три голоса в нужной пропорции. Ясное дело - они создают очень много хаоса и кошмара.
Примочка устроена таким образом, что любое движение любого фейдера (помимо четырех уже упомянутых) добавляет в звук каких-то частотных искажений, жужжания, пердежа, гейна, мутности, либо наоборот чего-то пронизительного. Плюс, как мне показалось, движение одного фейдера изменяет эффект работы другого.
Производитель пишет о том, что педаль рассчитана на синглы и если у вас что-то другое, то нужно открутить нижнюю крышек и там внутри педали повернуть специальный регулятор гейна. Зачем оно внутри, кстати, а не снаружи? Но как бы то ни было, я прочитал об этом только когда уже наслушался и отписал чуть ли не половину этого текста. Пришлось сменить леспол на телекастер с синглами, который зазвучал намного приятнее.
Это действительно местами очень похоже на синтезатор. Непопсовый олдскульный синтезатор, который использовался в разного рода рок-музыке очень далекого прошлого. Нельзя сказать, что это какой-то очень приятный и популярный синтезатор, но психоделии он может выдать по полной. Причем не только винтажного типа, но и что-то для современных групп, которые любят заморочиться со звуком - например, Radiohead или Muse.
Принцип работы этого синтезатора я бы описал (ориентируясь только на собственные впечатления) так: представьте себе гитару с октавами вверх и вниз, что уже звучит не совсем гитарно, которая пропущена через несколько квакушечных фильтров (или попросту говоря кваков в разных положениях и настройках). Разумеется, в результате получаются достаточно дикие и весьма негитарные звуки. Однако, жить и заниматься творчеством с ними можно. Но мне крайне сложно представить чтобы этот прибор стал для кого-то основным и человек постоянно играл на нем. Вносить те или иные оттенки и краски, добавлять текстур в аранжировку - оно наверное пригодится. Но как вообразить, чтобы кто-то отыграл таким звуком просто одну песню целиком? Хотя, конечно, если вы студийный червь, подсаженный на экспериментальные вещи, то, наверное, среди сотен других странных примочек вам будет нужна и эта. Для разного рода откровенно пердящих звуков.
На сайте производителя есть PDF-файл c аж шестнадцатью вариантами настройки этой могучей педали, которая превращает вашу гитару в не пойми что. Конечно, с этими настройками звучание больше похоже на музыкальные инструменты, хотя при этом будет крайне сложно сказать, что у вас будет нечто приятное для слуха. Есть на свете такой гитарный прибор - “улучшайзер”, а в случае с этой педалью, я бы сказал, - “ухудшайзер”. Но, при этом, я могу поспорить, что кто-то сможет сделать из него полезность для музыки. Это как акустическая гитара, используемая с дисторшен. Для большинства людей - это ужас на крыльях в ночи, но при этом на миллион людей найдется один Курт Кобейн, который запишет шедевральную версию The Man Who Sold The World на акустике с дистом. Поэтому нельзя исключать существование еще какого-нибудь гениального, или пытающегося быть гениальным гитариста, который сделает из этой педали нечто вкусное. В конце концов там есть октавер и можно сделать просто что-то низкочастотное псевдобасовое с минимумом радикальных фильтров.
В общем, эта примочка - настоящая проверка ваших творческих способностей, испытание для креативности и тест на соответствие олдскульным стандартам. Если вы сумеете проглотить даже эту несладкую педаль, то вам уже ничего не будет страшно в мире гитарного саунда и вы будете свысока смотреть на разного рода фриков, хохмы и необычности ради играющих, например, на примочках советского производства.