MXR Dime Distortion
8 августа 2008
Автор текста - Юзликеев Филипп
Все производители музыкального оборудования давно четко уловили одну вещь: «именная» продукция известного музыканта обречена на успех. Действительно, фанаты активно сметают «сигнатурную» продукцию, пытаясь получить звук похожий на их любимых исполнителей. Диапазон подобной продукции широк до невозможности: от гитар и огромных усилителей-стеков до струн и медиаторов.
В последнее время все чаще в музыкальных магазинах можно обнаружить «именные» примочки, причем назначение их также широко: существуют просто педали, перегруза или иных эффектов, которые созданы по пожеланиям гитариста и активно используются им самим либо пытаются копировать какой-то из эффектов. В этом случае мы обычно получаем просто качественную педаль, которая рассчитана на один эффект и используется точно также, как любая другая «примочка». Примером таких являются: Dod Yngwie Malmsteen Overdrive, Ibanez Gemini (Steve Vai), MXR Zakk Wylde Overdrive и т.д. Говорить о том, что эти педали рассчитаны на полное копирование саунда кумиров, не приходится. Цель подобной продукции — просто дать возможность приобрести тоже оборудование, что имеется у артиста либо передать частичку его звука, но, расщедрившись на одну «коробочку», как Хендрикс не зазвучишь.
Вторая категория — это моделирующие педали (по сути — мини-процессоры), которые направлены на то, чтобы, в силу своих возможностей, создать именно имитацию «того самого звука». В таких педалях обычно существуют уже готовые настройки и напихан ряд эффектов. Купив одну такую педаль, можно получить весьма реальный аналог легендарных записей, при этом не грабя инкассаторскую машину и не покупая полный комплект бэклайна артиста. Лидером в этой области, несомненно, является компания Digitech, которая уже создала такие девайсы, неплохо воспроизводящие некоторые легендарные звуки с альбомов и выступлений Eric Clapton, Scott Ian, Jimi Hendrix, Brian May и другие. Причем последний настолько был обрадован получившимся результатом, что сам местами стал использовать при записи и выступлениях эту примочку.
Недостатком такой продукции совершенно точно является ее неуниверсальность: если примочки из первой категории совершенно спокойно используются любыми людьми, то такие «модуляторы» нужны в первую очередь фанатам либо студийным гитаристам, желающим сыграть «нечто подобное».
Педаль, которая представлена в данном обзоре относится к первой группе и представляет из себя высококачественный одноканальный транзисторный дисторшн + трушный «холодный» байпас.
Во-первых, первое, что бросается в глаза — это необычный камуфляжный дизайн примочки с портретом покойного Dimebag Darrell. Однако фанаты группы «Pantera» точно не будут разочарованы. К тому же органично смотрится рядом с его же сигнатурной «квакушкой» от фирмы Dunlop. Педаль достаточно тяжелая по весу — следствие мощного стального корпуса, который обеспечивает полную сохранность при любых условиях эксплуатации. Размер педали и органы управления совершенно идентичны модели Double Shot Distortion, с той только разницей, что здесь один канал. Соответственно, те же 5 ручек: 3 на эквалайзер, 1 на гейн и 1 на выход. Точно также есть кнопка, название которой здесь не указывается, но на Double она называлась «Focus». Суть ее остается прежней: нажимаешь эту кнопку и — земля тебе пухом, середина! Звук становится еще более экстремальным. Забегая вперед, на такой педали данная кнопка смотрится как некий «прикол»: представьте себе море экстремального гейна, злого как стая голодных церберов, не питающихся с неделю. А теперь представьте, что их не кормили месяц!
Что касается звука:
Не смотря на то, что педаль подразумевает, в первую очередь, использование ее в экстремальных стилях металла (трэш, спид, блэк, дэт, ню и т.д.), практика показала, что, как ни странно, она представляет из себя чуть более универсальное устройство, чем может показаться: если не выкручивать сильно ручку гейна, то совершенно спокойно можно играть в тяжелых, но не особо экстремальных стилях музыки: хэви-металл, пауэр, утяжеленный хард-рок или глэм.
То, что радикально отличает саунд это примочки от большинства других хай-гейновых дисторшнов — это не просто бесконечный запас гейна, а наличие при этом некоторой «злобы» в звуке. Каким бы низким вы не делали уровень чувствительности, все равно педаль сохраняет свой неповторимый тембр. С одной стороны это подразумевает относительную ограниченность, с другой — «свой» запоминающийся и очень индивидуальный звук.
Как и положено «кнопке-утяжелителю», она превращает супертяжелый звук педали в супермегатяжелый. Такое количество гейна еще надо поискать. Уверенно можно сказать, что это — одна из самых «злых» педалей перегруза на рынке: злая и по запасу гейна и по характеру своего звука, т.к. еще раз подчеркну, что не все производители оказываются в состоянии сделать педаль, способную при столь высоком уровне перегруза выдать еще и запоминающийся тембр. Такой агрегат и из скромного, обтянутого твидом винтажного усилка, сделает монстра металла!
Вторая отличительная черта — это универсальность «по игре»: при использовании этой педали совершенно уверенно можно играть как ритм, так и соло. Я думаю, что многие сталкивались с тем, что особо «мощные» педали страдают такой особенностью: делаешь отличный мощный ритмовый звук, который звучит плотно и хорошо. Но стоит переключиться на игру соло — и звук становится совершенно безобразным, пропадает вся «сочность» и красивый соляк превращается в непонятный набор нот. Типичный представитель — Dod Grunge: хорошая педаль для своих целей, но совершенно не годится для соло. У подписной модели Dime с этим делом проблем нет: она обеспечивает и мощные ритм-партии и прорезающе-вижащие соло. Даже MXR Double Shot Distortion в режиме самой экстремальной перегрузки (при нажатой на 2-м канале кнопке «Focus») не так уверенно себя ведет на соло-партиях, если не «поколдовать» над эквалайзером (уж я-то как активный ее юзер, знаю). Но сравнивать эти педали будет не совсем корректно, т.к. предназначение у них разное и обе со своими задачами справляются на пятерку.
Также, я думаю, что ни для кого не секрет уже, что гитарист прославился в свое время тем, что использовал на пике своей карьеры транзисторные, а не ламповые усилители (хотя, в начале и конце деятельности стояли «лампы»). Совершенно очевидно, что если производитель заверяет о соответствии педали звуку Darrell, то такая педаль должна уверенно звучать с нормальными транзисторными аппаратами, иначе — грош ей цена. А теперь — ВНИМАНИЕ! Это — лучший хай-гейновый дисторшн (а возможно — не только хай-гейновый) для использования в транзисторные усилки. Сравнивать со всеми любимыми Tech 21 — бессмысленно: у тех и запас гейна не такой, да и технологии там другие. MXR Dime Distortion — это 100 % аналог и никакой эмуляции, хорошая вещь не нуждается в том, чтобы пытаться копировать за умеренные деньги что-то другое. Хорошая вещь за еще более умеренные создает свое! Если MXR Double Shot Distortion за уживаемость с самыми простыми транзюками и игре в линию я мог поставить примерно 5 с минусом или 5, Rocktron Rampage уверенно получал 5, то MXR Dime Distortion получает 5 с плюсом и совершенно точно становится лидером среди честных аналоговых транзисторных примочек, ибо столь хорошо звучащие в любой ситуации педали \ преампы обычно имеют 1-2 лампы и совершенно иную цену.
Существенным плюсом, несомненно, будет являться «холодный» байпас педали. Я давно уже понял, что качественная педаль именно таким и должна обладать. Ни к чему, будучи не в рабочем режиме, менять структуру звука, а при отсутствии питания — не проводить его. Например, по этой причине я не решусь купить «квакушку» фирмы Morley Bad Horsie (сигнатура Steve Vai), которая мне очень нравится или никогда не смотрел на многие изделия фирм Line 6 и Dod.
Отдельно отмечу, что в лучших традициях фирмы Dunlop, сие чудо собрано в США, а не в Китае, против которого я ничего не имею, но изрядная доля солидности и престижа в американском происхождении присутствуют, не смотря на всеобщую тенденцию к глобализации.
Отдельно для скептиков, которые могут посчитать, что данное устройство — не более, чем попытка заработать денег компанией Dunlop на имени покойного Dimebag Darrell, могу сказать, что она была выпущена еще при его жизни и незадолго до своей гибели он ее одобрил, так что можете быть уверенными в соответствии ее звука и «честности».
Подводя итоги — кому же пригодится данная педаль?
В первую очередь — металлистам особо агрессивных стилей: все те, кто тащится от групп вроде «Pantera», «Korn», «Children of Bodom», «Slipknot», «Linkin Park», «Megadeth» разочарованными не окажутся. Также можно говорить о том, что она неплохо может ужиться в менее экстремальной, но тяжелой музыке вроде «Ария», «Stratovarius», «Gamma Ray» и уверен, что тембр ее неплохо впишется в концепцию панк-музыки (не «калифорнийских» стилей). То, что выделяет ее на фоне аналогов хай-гейновых педалей — идеальная приспособленность для соло-партий, т.е. фанаты Dimebag Darrell, Alexi Laiho, Dave Mustaine, Marty Friedman не обломаются ни по одному пункту. Мощный ритм, мощное соло — все на уровне.
Примочка идеально уживается с любым типом усилителей и не выдает никакого «песка». Имеет свой характерный тембр, что делает ее весьма выгодной и грамотной покупкой в арсенале тех, кто хочет всегда быть уверен в качестве звучания при любой ситуации и, при этом, не обломает тех, кто играет на «лампах», как педали Tech 21.
Говорить о применении в более спокойной музыке — не стоит. Если вы почитаете талант «Deep Purple» или «Scorpions» и не собираетесь играть сверхтяжелую музыку, либо — собираетесь, но совсем немного — вам лучше, как и мне, купить что-то вроде MXR Double Shot Distortion, универсальность которого не вызывает сомнений.
А MXR Dime Distortion пусть останется на полке магазина в ожидании истинного ценителя анти-попсовой музыки. Эта педаль стоит своих денег, даже не думайте о чем-то другом! Да прибудет с Вами мощь Dimebag!!! Аминь!