Статья “Гитарная примочка MXR M75 Super Badass Distortion”
13 января 2016
Автор текста - Сергей Тынку
Мне давно хотелось попробовать какой-нибудь дисторшен от MXR. Бренд всегда казался очень серьезным и легендарным, и многие его педали были постоянно на слуху как среди гитаристов, так в соответствующей прессе. Однако, странное дело, я практически ничего слышал об их перегрузах. Такие педали как Delay, Flanger, Phaser, Chorus, Noise Gate, Compressor, EQ давно стали практически стандартами индустрии, обнаруживаясь в педалбордах как звезд, так и просто знакомых гитаристов, скажем, ограниченной известности.
Но лично я, о перегрузах MXR очень мало слышал, и оттого имел о них весьма смутное представление, хотя и подозревал, что контора с такой репутацией способна на что-то хорошее. Поэтому решил попробовать что-то из их громадного каталога. Дисторшена у них оказалось очень много. Самый известный из них - это Dime MXR DD11 Dime Distortion. Я решил не брать его в начале своего пути, поскольку он казался мне прогнозируемо “пантеровским” и это с одной стороны убивало интригу, а с другой казалось немного не в моем стиле по части звуковых предпочтений.
Следующая троица педалей, на которые я обратил внимание - это MXR M115 Distortion III, MXR M104 Distortion+, MXR M69 Prime Distortion. Три педали типа “выбирай на вкус”. Буду честен, я не знал как сходу взять что-то одно на тестирование без глобальных исследований. Плюс в прошлом году я придумал для себя принцип о том, что педаль дисторшен “моей мечты” должна содержать минимум три регулировки частот (низы, верхи, середина), а иначе получается неуниверсально и необходима еще одна педаль (эквалайзера). Поэтому я продолжил свое путешествие по каталогу MXR.
Следующая троица педалей представляет семейство с забавным Badass:MXR M77 Custom Badass Modified O.D., MXR M78 Custom Badass '78 Distortion, MXR M75 Super Badass Distortion. Легенда там состоит в том, что первые Badass появились в 78 году как перегрузы, копирующие натуральный звух раскочегаренных ламповых усилков тех лет. Ну и в этом плане педаль Super Badass - это вроде как современная, “допиленная” версия. Она то как раз и привлекла мое внимание расширенным контролем за частотами. Целых три ручки зэквализации - все, как “мы любим”. Поэтому я решил начать свое знакомство с перегрузами MXR именно с этой педали. Тем более мне, человеку слегка олдскульному, идея копирования “усилкового” лампового перегруза была достаточно близка.
Первое, на что обращаешь внимание, доставая Super Badass из коробки, - это то, какая она легкая и маленькая в сравнении со стандартными педалями типа Boss. Длина, высота, ширина - все чуть меньше и из-за этого педаль кажется симпатичнее и приятнее в транспортировке. При этом металлический корпус выглядит очень прочным и надежным.
Если честно, то держа в памяти факт присутствия этой педали в рамках “исторической серии из конца 70-ых”, моим главным опасением было возможное малое содержание гейна и слабая пригодность для метальных дел. Но слава богу я ошибался. Это действительно дисторшен и он отлично подходит для практически всех видов современной музыки. Я включился в ламповый Marshall и начал с того, что поставил гейн на 3 часа, низы тоже на 3, верхи на 12, а середину на 9. И моментально вышел тяжеленный рык в стиле Master Of Puppets. Это был плотнейший месовский звук с убойными низами, до такой степени мощными, что мне даже слегка заложило уши. При этом саунд был очень натуральным, без тени какой-либо “пластмассы” или песка. Все оказалось очень настоящим.
Делать гейн больше, чем на 3 часа показалось бессмысленым. Звучание становилось еще тяжелей. До такой степени, что невозможно было разобрать нот даже в двуструнных пауэр-аккордах типа G5. Для Metallica 86/88 вам даже не надо будет делать регулировку гейна на полную. Середина рулится очень гибко. Как и все остальные частоты. Диапазон работы каждого регулятора очень широкий. Сложно представить человека, которому бы его не хватило для обычной металлической музыки. Я даже не стал включать леспол. Просто ясеневый телекастер с Seymour JB. И оно ревет рычит урчит и жмет как надо. И если говорить о характере перегруза, то он все такие ближе к Mesa нежели к Marshall. То есть та же искрученная всеми вдоль и поперек Metallica образца 83/84 когда они играли на Marshall звучит все таки малость дальше от этой примочки нежели 86/88.
Не смотря на то, что Badass вышла откуда-то из олдскула, когда я пробовал делать гейна поменьше, она звучала не так натурально и мягко как того можно было бы ожидать. Жестковато и все. И возможно это нормальное явление поскольку абсолютно универсальных приборов практически не существует. И по мне - эта педаль идеальна для металла, поэтому меньше чем на 12 часов гейн ставить не стоит. Разного рода Led Zeppelin и Deep Purple, наверное, если и пилить в их оригинальных вариантах, то не на этой педали. Хотя в демонстрационных видео производителя нет никакого особого акцента на метале.
Тоже самое я могу сказать о режиме, когда середина не убирается, а находится вровень с остальными регуляторами частот или вообще выдвигается вперед. Звук начинает терять свою натуральность и узнаваемость. Начинается зона экспериментов, где надо аккуратно крутить, прислушиваться и пытаться выловить нужный вариант звука. В общем, мое видение это примочки в том, что не смотря на большие возможности регулировки, ее самое лучшее применение - это традиционный трэш-метал родом из второй половины восьмидесятых и вплоть до наших дней. Конечно, при желании вы сможете накрутить звук для практически всего. Но мы говорим о том, что у каждой примочки есть какой-то свой самый сильный режим, в котором она “убирает” всех остальных. Я пока не слушал Badass '78 Distortion, но уверен, что музыка с меньшим содержанием гейна - разного рода Guns’n Roses будет через нее более интересно, нежели на Super Badass. Скорее всего она будет более “маршалоидная”.
Очень интересной выглядит еще одна педаль из каталога MXR - это MXR M116 Fullbore Metal. Внешне это как-будто тот же Super Badass, но еще более “навороченный”. Дополнительная регулировка Freq, переключатель Scoop, который явно отвечает за середину и кнопка Gate. Судя по всему (и название это подтверждает), перед нами идеальная машина для метала, позволяющая сделать так много разного тяжелого звука в рамках одной небольшой коробочки. Уверен, скоро я познакомлюсь с ней поближе. Аппетит приходит во время еды. А в корзине MXR столько вкусных лакомств.