Гитарный усилитель Randall NB KING 112
2 ноября 2015
Автор статьи - Сергей Тынку
Обычно когда кто-то из знакомых спрашивает у меня список гитарных усилителей, считающихся лучшими в мире, то я отсылаю к моделирующим технологиям, воплощенных в цифровых процессорах и усилителях. Как правило “первая десятка” у них всех одинаковая. Примерно, это выглядит так:
- Fender Bassman
- Fender Twin
- Fender Deluxe Reverb
- Vox AC30
- Orange
- Marshall Plexi
- Marshall JCM
- EVH 5150
- Mesa Boogie Mark
- Mesa Boogie Rectifier
И это вполне адекватный список. Сложно представить музыканта, которому не было бы достаточно этого набора усилителей. Но разве что совсем какой-нибудь извращенец, который убил пол-жизни на поиски какого-то своего правильного звука, а потом ему не хватило времени и сил придумать какую-нибудь хорошую музыку. Таких людей, которые делают ужасную бездарную музыку, которая качественно звучит и идеально записана - пруд пруди и маленькая тележка.
Однако, не смотря на то, что казалось бы списки лучших усилителей давным давно составлены и нет особого смысла пробовать что-то за его границами, человек так устроен, что в какие-то рамки (разумные или не очень) загнать его невозможно. Поэтому он постоянно ищет и пробует что-то новое. И это, наверное, очень правильно. Поскольку ныряя в неизведанные глубины всегда есть шанс наткнуться на новых удивительных зверей.
Усилитель, о котором пойдет сегодня речь, он буквально очаровал меня и вынес все остатки ранее непотраченной на другие усилители любви. И по моему мнению он заслуживает своего места в любых списках лучших усилителей всех времен и народов. Я бы поставил его вместо Marshall. И вряд ли бы вы поступили иначе, если бы просто послушали его.
Хотя что там послушали, даже один его внешний вид сводит с ума и настраивает на креативный лад. Обычный усилители так не выглядят. Чутье подсказывает, что это что-то особенное. И надо сказать, чутье в этот раз не подводит.
Итак, перед нами именной усилитель американского гитариста португальского происхождения Nuno Bettencourt, который известен гитаристам прежде всего своей блестящей работой в группе Extreme. И надо сказать, что использование слова King в названии этого усилителя полностью оправдано.
Строго формально в конструкции нет ничего особенного. 30 ватт, один динамик 12 дюймов, три канала, гнезда “посыл/возврат”, возможность подключать миди-контроллер. Совсем немного ручек управления. Только самое необходимое - громкость, гейн, высокие, средние низкие на первых двух каналах (перегруз и чистый звук), громкость и гейн на третьем канале (соло). И ручка мастер-громкости. По нашим временам - это практически минимализм.
Но зато в дизайне удалось оторваться по полной. Двухцветная сетка на передней панели, символ, аналогичный татуировке музыканта, громадных размеров (на фоне остальных) ручка громкости и, наконец, стрелочный измеритель уровня звука (VU-meter, или «волюметр»)!!! Ну разве не прелесть?
Дизайн, повторюсь, прекрасен, но не только им одним замечателен этот усилитель. Эта штука еще и невероятно здорово звучит. Машина для теплого урчащего перегруза. Разумеется, ничего нового в этом звуке нет. По сути это звук усилителя Marshall Plexi, но при этом раскочегаренного, и переполненного гейном. Вся разница в том, что в NB намного все проще управляется. Вам не придется выкручивать громкость на полную и ставить дополнительные грелки чтобы получить хайгейн. Просто потому что, у вас есть отдельные ручки гейна и, разумеется, мастер-громкость. Поэтому вы сможете тихо звучать даже на небольшой (комнатной) громкости, что делает этот усилитель пригодным для квартиры или студии.
На первый взгляд размеры ручки мастер-громкости забавляют. Но на самом деле если вы поразмыслите логически, то поймете, что чем больше диаметр ручки, тем более точно ее можно будет вращать, управляя малейшими нюансами громкости. Особенно это будет для вас важно, если вы попробуете поиграть на этом усилителе, например, в обычной квартире - там, где соседи и домашние будут способны на убийство за излишне шумные риффы.
Однако, не стоит считать, будто бы 30 ватт этого лампового монстра не подойдут вам для сцены или репетиционной базы. Этот усилок без проблем справится с такой легкой для него задачей.
Как я понимаю, в самом звуке Randall и его характеристиках создатели ничего особо не придумывали, просто разогнали самый классический маршаловский перегруз плекси усилителя. Разумеется, динамик в комбо тоже очень классический и он, пожалуй, является единственным возможным выбором - это Celestion Greenback.
С чистым звуком в этом усилителе, как и в оригинальных плекси, не особо все хорошо. Он, конечно, есть, но это все также с маршаловским привкусом - мутноватый и слишком быстро начинает перегружаться если вы подключите гитару с мощными датчиками и начнете повышать громкость.
Обычно когда речь заходит о классических плекси, то люди находят в них два основных недостатка - это слишком большая громкость для хорошо перегруженного звука и при этом недостаток гейна для игры в совсем уж тяжелых стилях. В NB King эти два недостатка ликвидированы. Он может играть и тихо (причем с серьезным перегрузом), и он может звучать очень тяжело и мясисто. При этом вы получаете невероятно классический звук.
Плюс такие вещи, которых лишен плекси - раздельные переключаемые каналы, каждый со своей эквализацией, управление по миди, режим “соло”, который выполняет функции бустера, добавляя громкости и гейна. Я не вижу больше ни одной причины покупать плекси голову Marshall или комбик типа Marshall Bluesbreaker. Это будет дороже и при этом там будет намного меньше возможностей. Пора навсегда списать в музей этих заслуженных ветеранов прошлого века вместе с каким-нибудь заключительным туром AC/DC.
Нет спору, что в 60-ые годы Marshall придумали великолепные усилители. Однако, в лице усилителя от Nuno мы имеем новую более усовершенствованную во всех отношениях версию. Фактически это как шестой iPhone на фоне первого. Прекрасный шаг вперед, странно, что его никто не сделал раньше. А возможно и сделали, но об этом мало кто знает в нашу маркетинговую эпоху, где известность не равняется качеству. Про Randall Nuno тоже известно совсем немногим и сколько я насмотрелся народу в гитарном магазине на Маяковке - все они от профи до любителей тыкали пальцем в этот усилок и спрашивали “что это такое, странного дизайна?”. Вот в такое сложное время мы живем.
Помимо комбика (NB KING 112) с одним динамиком у Randall есть еще и стек, со 100-ваттной ламповой головой NB KING 100, а также маленький 15-ваттный транзисторный комбик NB15 с динамиком 6.5 дюймов. Я пока не слышал NB15, а вот, что касается ламповых аппаратов, то они не только обладают одинаковой системой управления, но и звучат, как и следовало ожидать, очень близко друг к другу, с поправкой, разумеется, на разницу в мощности и количестве динамиков комбо и кабинета 4x12.
Если говорить о похожести звучания этого усилителя на звук Nuno, то когда в этот усилитель воткнули именной Washburn Nuno и начали играть риффы в стиле Nuno руками приличного гитариста (это был Антон Цыганков), то звучало все невероятно вкусно и абсолютно по-Нуновски. Такой вот, несложный рецепт звука великого гитариста. Несложный если говорить только об оборудовании.
Стоит сказать большое спасибо Нуно! Его усилитель очень сильно удивил и показал реальную альтернативу Marshall. Причем альтернативу не только плекси. Ведь все пост-плекси Marshall являются по своей сути результатом рецепта “возьмем плекси и добавим огня”. Фактически та же самая звуковая идея присутствует в Randall NB, но при этом реализована она, на мой взгляд, намного лучше, натуральнее, богаче и теплее, если говорить о тембре. Он более олдскульный, и, по моему мнению, в нем больше низов и меньше песка, он плотнее и глубже, хотя при этом звук более сухой. Но, конечно, это все мое личное видение. Хотя Нуно с ним наверное согласится.
Невозможно не отметить такую вещь как стрелочный измеритель уровня звука на панели управления. Практический смысл этого элемента конструкции совершенно непонятен. В противном случае его бы ставили на все приличные гитарные усилители. Вряд ли измеритель нужен для того, чтобы когда к вам приходили из полиции, можно было обратить внимание служителей правопорядка на показания прибора, заметив “Ничего не нарушал, мол, товарищ начальник”. Скорее всего, тут речь идет чисто о дизайне, юморе и запоминающейся фишке. Причем, надо сказать, что оно все таки работает. И когда вы начинаете выкручивать громкость, стрелка начинает свой путь направо, по направлению к значениям, отмеченным красным цветом.
Еще одна мега приятная вещь, если говорить именно о комбике NB 112 - это колесики. Таскать этот или какой еще тяжелый комбик - это не самое приятное развлечение на свете. Почему-то многие производители забывают приделывать к своим приборам колесики, омрачая существование гитаристов, техников и тех бедных женщин, что иногда пылесосят помещения, где обитают гитарные усилители. Слава богу в этой серии Randall колесики есть и на кабинетах, и на комбике. А вот, например, в Orange колесиков нет даже на кабинетах 4x12. Вы когда-нибудь пробовали их таскать? У меня был этот неприятный опыт напару с коллегой и, помню, я при этом произнес немало нецензурных слов. А сколько слов я за свою жизнь наслушался по поводу веса Vox AC30 - море людей не купили этот легендарный усилитель, только из-за того, что он весит целую тонну. Или две. Так что колесики - это очень важно. И совсем не зря в древности люди изобрели колесо. Почему бы не воспользоваться их изобретением сейчас в 21 веке? Например, на такой замечательной вещи как Randall NB? Тем более и все остальное в нем расчудесно.