Гитарная педаль Electro-Harmonix Ravish Sitar
21 июля 2015
Автор статьи - Сергей Тынку
Это одна из тех безумных психоделических примочек, звучание которой полностью соответствует тому имиджу, что сложился у Electro-Harmonix в головах очень большого количества гитарного народа. По началу это может запросто сорвать крышу, когда вы втыкаете гитару в эту педаль, берете одну ноту и перед вами вдруг возникает целый шквал самых разных звуков причудливого свойства. Бросаешь в воду маленький камень и оттуда неожиданный торнадо. И вам кажется, что вы укурились или выпили лишнего. Воздух как-то плывет и колеблется перед глазами.
Много ли мы, обычные электрогитарные маньяки, знали про ситар? Ну да, одно время у разного рода рокеров это было модно. Джордж Харрисон пытался привнести его в музыку Beatles. У группы Metallica есть целая песня (Wherever I May Roam) с ситаром (или его имитацией). Разные великие люди типа Джимми Пейджа и Ингви Малмстина говорят в интервью о том, что они играют на ситарах.
В наше время кучи наших соотечественников, поддавшись на дешевую моду зависать в разного рода Индиях, стали, устав от обычных гитар, покупать себе ситары, играя на них как в измененном так и не в измененном состоянии своего духа. Мода - страшная вещь.
То есть ситаром ныне никого особо не удивишь. Поэтому выход такой экзотичной примочки как “имитатор ситара” явление вполне ожидаемое. Другое дело, что разобраться в ней за пять минут не получится. Пришлось напрячь мозги и даже попытаться вникнуть в то, что такое вообще ситар. И, кстати, скажу сразу - на мой взгляд гитарного человека, никогда не игравшего на ситаре, гитара с этой примочкой звучит “один в один” как все эти ситары на записях. Я даже попробовал Metallica и Beatles - получилось также противно как у них. Один в один. Но это, повторю, на взгляд электрогитарного человека, который никогда не играл на ситаре. Кстати, скорее всего для таких людей эта примочка и выпускается.
Для меня стало открытием то, как устроен обычный ситар. Оказывается, в отличие от нормальной гитары, мандолины или даже балалайки, струны у ситара располагаются не только над ладами, но и под ладами, которые выгнуты таким затейливым образом, что не касаются грифа нигде, кроме краев. Соответственно у ситара два вида струн - одни основные (их вроде бы 7), которые прижимаются к ладами и которые дергаются. А второй тип струн - они (то ли 11 то ли 13) идут под ладами, и они не прижимаются, но при этом они все равно колеблются, резонируя от основных. Эти дополнительные называются «бурдонные струны» или «тараф» (оркестр). И как я понимаю, эти дополнительные струны, они могут не просто резонировать с основной, а делать это в миноре, мажоре или вообще в какой-нибудь странной экзотической гамме. Типа все зависит от того отстроишь все в плане строя. Вот такое у меня случилось понимание ситара в первом приближении.
Теперь перейдем к примочке. У нее два выхода. В одном вы можете мешать изначальный звук гитары с ситаро-подобным. Из второго выхода выходит только ситаро-подобный. У каждого из этих выходов раздельные ручки регуляции. По две (Lead и Sympathetic) на ситаро-подобное звучание, и еще одна дополнительная ручка (Dry) для канала, где происходит смесь звука с изначальным звучанием гитары.
Попробуем порулить звук на первом выходе (main out). По сути тут у нас просто трехканальный микшер с тремя ручками громкости. Первая Dry - громкость необработанного сигнала, вторая Lead - громкость основных струн ситара и третья Sympathetic - громкость дополнительных резонирующих струн. Таким образом, ковыряясь в этих трех ручках вы получаете море самых разных звуков, которые временами похожи на синтезатор или орган, временами на просто нечто страшное, типа ночных приведений на кладбище между двух высоченных скал на берегу моря. То есть эта примочка дает не только звучание ситара, но при желании несколько больше и разнообразнее. Если говорить о втором выходе - то там все тоже самое, но только на одну ручку меньше.
Зачем сделано два выхода? Это элементарно, Ватсон! Чтобы у тебя вместо всего одного ситара, было целых два! Типа безумия тебе на полную катушку. Стерео ситар, да еще когда каждый из выходов отстроен по разному - можно же в один канал пустить резонирующие струны, во второй основные. А можно типа из одного канала изначальный звук гитары без ситарности (но, например с гейном), или с минимальной ситарностью, а во втором канале обработанный по полной. Сама ситарность звука получается (как мне кажется) за счет применения таких эффектов как октавер и “квакушечный” фильтр. То есть берется звук гитары, далее он раскладывается на количество струн ситара, и каждая из виртуальных струн обрабатывается квак-фильтром, октавером и питч-шифтером (сдвигом ноты). В результате у тебя хор приятных звуков из фильма ужасов.
Помимо кнопки включения/отключения эффекта (bypass) и пяти ручек регулировки, о которых было сказано выше, ситар-эмулятор управляется еще парой хитрых штук - кнопкой preset и многофункциональной ручкой mode/preset. Причем эта ручка, если ею не крутить, а на нее надавливать как на кнопку, обнаруживает три режима регулировки: key, dcy, mod. И вот эти органы управления как раз и отвечают за тональность, которую образуют несколько одновременно звучащих струн ситара. И тут перед вами открывается целых океан возможностей:
Двенадцать (начиная с До и заканчивая Си) со всеми диезами вариантов строя в минорной, мажорной и экзотических гаммах.
Можно делать свои собственные варианты строя, до 17 нот, включая микротона; как я понимаю это когда вы оперируете не полутонами, а аж четверть тонами, что является обычным делом у народов Азии и Кавказа.
И все эти дела можно сохранять в 10 пресетах, чтобы не перестраивать все заново каждый раз. Помимо этого в примочку можно воткнуть аж две педали экспрессии и в режиме реального времени рулить разные другие вещи - например, двигать тональность, давать струнам затухать или наоборот длиться подольше. В общем, наворочена эта педаль просто по максимуму. Вам будет где развернуть фантазию.
Подведем какие-то итоги. Во всех гитарных журналах звучание и функционал этой педали оцениваются максимальными оценками. Пять звезд и статус “выбор редакции”. Тут уж не поспоришь. Западные гитарные журналюги секут поляну как надо. Педаль реально невероятно интересная. И очень необычная. Для профессионалов она сможет стать какой-то необычной прикольной фишкой, которая поможет украсить звук песни, сделать аранжировку чуть менее обычной, внеся нотки оригинальности. Мне кажется сейчас, когда на свете миллиарды групп и песен с одинаковым звучанием подобная примочка не помешала бы. И если бы я работал музыкантом, то обязательно бы где-нибудь применил. Тем более никаких особенных свойств ума для этого не требуется. На ней может играть даже законченный дегенерат. Не говоря о выпускнике технического вуза.
Если же вы музыкант-любитель (в мире сказок тоже любят булочки), то минуты сворачивания мозгов куда-то в сторону, когда вы можете погрузить себя в нечто безумное (хоть на миг) - оно тоже не помешает. Я вот когда ее включил, то просто забылся и уплыл куда-то в сторону, машинально дергая ленивые струны и слушая множество диковинных звуков и призвуков, которые дарит эта милая коробочка цвета молодого салата.
И, конечно, если сравнивать ее с ситаром, то она в тысячу раз удобнее - доступнее, дешевле, меньше, проще в настройках, гибче по возможностям. Я если често вообще не понимаю зачем покупать ситар человеку, умеющему играть на гитаре хотя бы на уровне “два прихлопа три притопа”. Только чтобы понтануться своею мнимой аутентичностью и захламить дом еще одной иноземной приблудой, которая большую часть времени будет валяться в углу рядом с кальяном. Просто на гитаре научиться - это уже достижение, которое недоступно большинству людей, а уж мнить себя еще и ситаристом - это надо быть слишком высокого мнения о себе. Electro-Harmonix Ravish Sitar позволяет вам и рыбку съесть и в сказку сесть.