Статья «Гитарные педали Rocktron Zombie и Rocktron Metal Planet»
15 февраля 2016
Автор статьи — Сергей Тынку
Это две большие красивые примочки родом откуда-то из прошлого. Я помню, был еще студентом в 90-ых годах, когда они лежали на прилавках каких-то стремных барыжных магазинов на ВДНХ, маня меня своим солидными корпусами, которые обещали столько всего во всех смыслах тяжелого. Но денег на такие чудеса у меня тогда не было, и я выбрал Boss DS-1, которую с тех пор искренне и честно ненавижу все эти годы, отдав то ли 40 то ли 50 долларов.
Но вот сейчас, когда времена изменились и у меня нет нужды покупать какую-либо новую примочку перегруза, в душе все таки остался исследовательский интерес на тему “что же это все таки было, вещь или не вещь?”. Поэтому я беру две этих увесистых коробочки и тащу в дом родной, ради познания гейна на планете Земля.
Начнем с Zombie. В руководстве пользователя написано, что она дает трехмерный монстроидальный саунд, который прямо выскакивает из колонки… наверное точно зомби из могилы, додумываю я сам. А втыкать ее лучше всего в полностью ламповый усилок, - рекомендует руководство. Идем дальше. В названии и описании прибора (Rectified Distortion) столько раз употребляется слово на букву R, что мне кажется будто бы производитель намекает на один очень популярный прибор от Mesa Boogie, чей дисторшен - едва ли не самая великая мечта всех металлистов планеты.
Итак, я ставлю все пять ручек в среднее положение и втыкаюсь в ламповый стек. О, ужас, это невозможно слушать. Бензопила пилит кирпичи, и вокруг оседает песочная пыль. Это совсем не похоже на Mesa. На демо-запись с официального сайта производителя тоже совсем не намекает. Без глушения правой рукой, это может разрушить ваши уши. Видимо придется крутить ручки.
Я ставлю низы на три часа, а верхи на девять. О, через эту примочку уже можно играть более менее обычную музыку, хотя верхов и злости все равно выше крыши. Реально этот звук по описанию как из старого шлягера “Песню дружбы запевает молодёжь, Эту песню не задушишь, не убьёшь! ”. А вот сам звук Zombie может убить кого угодно. Причем даже на половине гейна. Да, что там половина. Уберите гейн полностью влево и все равно эта педаль будет звучать тяжелее и злее большинства дисторшенов для нормальных людей; имеются в виду люди живые, а не зомби.
Я не очень понимаю зачем регулятор гейна назвали Scream, а громкость Louder. Наверное, чтобы люди чаще заглядывали в руководство пользователя. Потому как о назначении Scream догадаться достаточно сложно. Как не крути ее - гейна все равно столько, что Мастейн бы наелся им на несколько лет вперед и потом отплевывался в сторону своего нового бразильского дружка Кико. В общем, это примочка не для нормального металла, а для всях коров (грайндкоров, хардкоров, металкоров, деткоров и пр.). Классик рок на этой вещи если и играть, то только как полупародийный вариант в экстриме. Как только ты чуток поднимаешь правую руку над струнами, переставая глушить, так они вырвавшись из под глушения на волю, сразу же бросаются на мир подобно бешеной собаке. В принципе это даже забавно.
Я поставил после этой примочки свою педаль эквалайзера Mooer, и вы удивитесь, но удалось накрутить что-то очень похожее на Mesa Rectifier. То есть потенциал велик и разнообразен. Но вообще если вы посмотрите тонну роликов этой педали на youtube, то увидите, что практически все прибавляют ей низов, и никто не ставит верхи больше среднего положения, наоборот, чаще еще и убавляют. То есть визга в ней будь здоров.
У примочки есть ручка Stare. Она оказывается регулирует такую мудреную вещь как форма волны - симметричная или несимметричная. Графически в руководстве пользователя это изображается как-то не очень информативно. Ушами, что-то прочувствовать на счет этой ручки тоже крайне сложно - дело в том, что она помимо формы волны, меняет еще и громкость, причем кардинально, поэтому ты успеваешь все забыть и запутаться в этом насыщенном звуковом потоке. Тем более при таком обилии гейна пытаться расслышать загадочную форму таинственной волны - это все равно, что искать трезвого человека на молдавской свадьбе. Конечно, он, возможно, где-то там есть, в глубине комнат, но где он, какой он и как отличается от остальных - крайне напряжное занятие. В общем, это не какой-то глобальный регулятор, который меняет все дело в ином направлении.
Суммируем впечатления. Как и положено такой педали с названием Zombie - она очень злая, жесткая и подходящая для самых экстремально тяжелых и агрессивных форм тяжелой музыки. Если обычным дисторшен вы сумеете запросто взбесить всю свою семью и половину соседей, то такой педалью вы можете довести до белого каления людей подготовленных, то есть других гитаристов, играющих метал, но не запредельной тяжести и злости. Цель существования любого нормального зомби - это поймать и сожрать какого-нибудь живого человека. Эта педаль вполне соответствует заявленным целям. Страх и ненависть в Лас-Тяжести.
Едем дальше. Самое первое о чем ты думаешь, беря в руки Metal Planet, это мысли о Boss Metal Zone. Идеи предельно близки. Метальное название, связанное с местом обитания - зона и планета, и полностью идентичные ручки управление. Четыре ручки, две из которых сдвоенные, таким образом у нас фактически стандарт идеальной металлюжной педали. Можно еще вспомнить Marshall JH-1 Jackhammer и GV-2 Guv’Nor Plus, чье управление устроено аналогичным образом. А если поковыряться в запасниках памяти, то “мало ли в Бразилии донов Педро” - вы сумеете нарыть десятки педалей перегруза с аналогичными органами.
Делаем первый шаг по металлической планете в состоянии всех ручек на середине. Под ногами сплошной песок. Тяжело, но кажется, что гейна чуть меньше нежели в Zombie, и звук все таки не такой пилильно-свербящий. Но если сравнивать его с дисторшенами “под маршаловский перегруз”, он все равно жестче, верхастей и более рассыпчатый. Аккорды идут не “кулаком”, а как будто “пальцами в растопырку”. Характер перегруза совсем не ламповый, как в случае и с Zombie.
Пробую регулятор гейна. Запас хода очень хороший. От легкого практически незаметного (но пластикового) скримера до мощного хорошо прогретого хайгейна. Мне больше нравится положение почти на максимум. От Zombie оно отличается более глубоким и плотным звуком, менее верхастым и пробивным, более обвалакивающим. И это при ручках эквализации на середине. Но на гейне меньше половины в звуке появляется какой-то неприятный суррогат.
Пробую покрутить ручку низких. Ее работа удивляет. Характер вашего звука не меняется, все тоже самое, но при этом у вас как будто появляется еще один инструмент, где-то рядом возникает бас-гитара, которая звучит словно из саба или отдельного басого комбика. Ощущения очень странные и в чем-то прикольные, если вы играете без басиста. Причем если выкрутить ручку низов на полную, то этого баса будет так много, что уже не басуха где-то позади вашей гитары, а наоборот, вы играете на басу и слышите где-то вдалеке гитару. Если находиться близко к усилителю, то эти басы будут очень серьезно напрягать ваши уши.
Если трогать верхи куда-то сильно в сторону от середины, то ничего хорошего не получается. Увеличивать верхи нет никакого смысла, а когда их убираешь, то становится совсем все тускло.
А вот сдвоенный регулятор середины и параметрической середины открывает реально целую планету - веселую, большую и разнообразную. В вашем арсенале появляется множество звуков, которые позволяют называть примочку по настоящему универсальной. Никогда бы не подумал, что буду так делать, но я выкрутил середину на максимум вправо, а freq убрал влево - получился очень классический саунд раскочегаренного до предела Marshall. В общем, орудуя этими регуляторами можно нарулить очень много самых разных звуков. Порой они похожи на прикольные эффекты вроде фильтров наподобие квака, застывшего в каком-то одном положении.
Подводим очередные итоги. Metal Planet универсальнее и разнообразнее чем Zombie. На нем можно играть не только экстремальные формы метала. И это соответствует тому, как педали позиционируются - названия и количества регулировок на это указывают достаточно прямолинейно. Но при этом если сравнивать Metal Planet c классическими перегрузами типа Marshall, то он уходит в сторону больше жесткости и именно металлюжности. То это не педаль для людей, которые любят попилить Iron Maiden и Joe Satriani. Скорее тут ближе саунд групп вроде Mudvayne или Obituary.
В целом обе примочки производят вполне солидное впечатление. Это профессиональные приборы без срока действия. Не смотря на то, что их придумали давно, они будут в строю, наверное, еще лет двести, пока тяжелая гитарная музыка вообще не исчезнет с планеты Земля, уступив место ультразвуковым волнам от разного рода галактических роботов, которые поработят нас в результате нашествия из космоса. Ну а пока этого позитивного события не произошло, вполне можно поиграть метал на Rocktron.