Гитарный усилитель Yamaha THR10X
11 июня 2015
Автор статьи - Сергей Тынку
Наше человеческое общество устроено таким образом, что время от времени внутри него вспыхивают разного рода звезды. Актеры, спортсмены, музыканты, политики, художники, литераторы - звездой по тем или иным причинам может стать практически любой человек. Масштабы и время сияния, конечно, могут быть разными, однако, факт того, что те или иные люди вдруг начинают выделяться на фоне общей массы современников, невозможно оспорить.
В гитарном оборудовании со звездами все складывается примерно таким же образом. Например, такие вещи как педаль Dunlop CryBaby или звукосниматель EMG 81 - это же практически вечные символы рок-музыки. Они как Элвис Пресли или Мерилин Монро - взошли когда-то на небосклон и остались там навеки, будоража умы людей неровно дышащих к искусству.
Народ, чей возраст переваливает за какую-нибудь серьезную отметку, во все времена любил говорить о том, что "сейчас уже все не то, что раньше было". Это еще великий Лермонтов выразил в гениальных строках "Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри - не вы!". Однако, не смотря ни на что, новые звезды продолжают постоянно появляться. И среди людей, и среди гитарного оборудования, слава богу.
Едва ли не самым ярким явлением подобного рода в последние годы стал гитарный усилитель Yamaha THR10. И это уже свершившийся факт, с которым невозможно спорить. Усилитель практически моментально стал невероятно популярным во всем мире, просто бестселлер. Такое ощущение, что он есть практически у каждого гитариста.
Поэтому пройти мимо такого усилителя было невозможно. В конце концов, это было бы просто неприлично. Нужно же быть в курсе актуальных достижений гитарной промышленности чтобы выглядеть современным человеком. В общем, я взял на тестирование один THR10. При этом, надо сказать, что подобно многим другим удачным продуктам из самых разных отраслей, THR это уже не одна единственная модель - это целое семейство моделей с разными настройками и для разных инструментов. Например, помимо стандартного THR10, существуют:
- THR10C (с уколоном в "ретро-бутик");
- THR10X (с акцентом на хай-гейновые дела);
- THR5A (для электроакустических гитар);
- THR5 (уменьшенная версия THR).
Разумеется, и это не удивит никого из моих знакомых, я выбрал попробовать модель заточенную под тяжелые дела, взяв THR10X зловещего цвета хаки. От других аппаратов THR10 он помимо цвета отличается всего одним параметром - набором виртуальных (моделируемых) усилителей. Их количество неизменно (8 штук), а вот типы разные. В THR10X пять из них ориентированы на тяжелую музыку, и это не может не радовать. Хотя, конечно, метал можно рубить и на других THR10, но с меньшим количеством вариантов.
Первое дело, когда имеешь дело с новым усилителем, - это попытаться уловить идею производителя. Маркетологи иногда называют это позиционированием. В отношении THR10 производитель употребляет весьма двусмысленный слоган “твой третий усилитель" (Your Third Amp) и это довольно хитрая фраза. С одной стороны усилитель не претендует на звание самого главного и основного в твоей жизни. Он не номер один. А с другой стороны он заявляет права на какую-то ее (жизни) часть - на то чтобы все таки быть "твоим".
И в этом слогане есть какой-то элемент коварства. Ведь в жизни так часто бывает, что аутсайдеры незаметно выбиваются в лидеры. Вот, например, представь, что тебе лет 35, у тебя жена, дети, приличная работа и вроде бы все хорошо. Даже в кабаки с друзьями отпускают пивка попить в пятницу вечером. А потом вдруг случается "твой третий усилитель". Какая-то молоденькая девчонка из соседнего отдела в твоем офисе - и ей как-будто ничего не надо - ни денег, ни подарков, ни отпусков, ни клятв в вечной любви. Просто легкие ненавязчивые встречи без нервов. Вроде бы все хорошо, но потом как-то случается само собой, что ты уже развелся, съехал из своего дома, и живешь с этой девчонкой в съемной квартире, поставленный жестко под каблук. И с друзьями тебе уже не разрешают. Ибо вдруг там не друзья, а следующий "твой третий усилитель".
Я на примере своих друзей насмотрелся на кучу историй как с молоденькими девочками из офисов, так и с усилителями Yamaha THR10, которые приходили в дом в качестве прикольных игрушек для кухонь, балконов и поездок на дач, а потом становились основным и единственным источником гитарного звука в доме. Так что, я брал на тестирование этот аппарат максимально осторожно. Мысль о расставании с двумя ламповыми стеками, которые живут у меня дома последние годы, совсем не радовала своей радикальностью.
Мне кажется, причина такого положения с Yamaha THR10 заключается в том, что целью Yamaha было создание не "еще одного усилителя", а нечто другое. Вылепить "идеальный усилитель для дома" - вот их истинное, но не объявляемое публично, желание, как мне кажется. Идеальным этот усилитель можно назвать потому что он "удобный, хорошо звучащий и со всеми необходимыми возможностями" - именно так можно охарактеризовать Yamaha THR10 в одной фразе.
По факту Yamaha взяли все недостатки лампового усилителя в домашних условиях и попытались их исправить. Что такое “лампа”? Это дорого. Это неудобно и по громкости и по размерам. Это хрупко. Это не универсально. Ее сложно записывать. Дай бог если у тебя будет один хороший хайгейн, один хороший чистый и один хороший кранч. В THR10 все эти недостатки отсутствуют. Этот усилитель пытается отучить нас от “лампы”. Тем более если ты профи, то “лампа” у тебя есть в студии (или на базе) и, конечно, на концерте. Иметь “лампу” еще и дома - нет никакого смысла. Дома как раз нужен тот самый “твой третий усилитель”. Это если ты профи. А если не профи - то доводов против лампового усилителя в доме - еще больше. Хотя, конечно, все это вопросы веры и единого рецепта не существует. Все зависит от точки зрения. Одним нравится лагер, другим стаут.
На первый взгляд THR10 кажется еще одним прибором модного последние годы формата "маленькая голова". Однако, это ложное впечатление. На самом деле это комбик. То есть никаких дополнительных динамиков не нужно. Эта штука работает сама по себе. И еще как работает. Там 4 динамика внутри. По крайней мере я столько разглядел сквозь решетку на фасаде усилителя. И звук этого кобмика приятно удивляет. Его реально крайне сложно отличить от нормальной хорошей лампы. Yamaha - громадная корпорация, которая делает кучу всего в том, числе для рынка Hi-Fi. Видимо какие-то передовые технологии этого сегмента применены и в этом гитарном приборе. Все звучит очень адекватно по-ламповому. Именно такой звук мы слышим на записях больших раскрученных рок-групп.
Конечно, если вы сядете рядом со стеком то поймете, что большие колонки по другому “дышат” и создают совсем иное пространство вокруг. Но если вы отойдете в другой угол комнаты или вообще выйдете из нее, то отличить звук "лампы" от THR10 будет весьма затруднительно. И это при том, что THR10 даже реагирует на силу звукоизвлечения. Все смоделировано невероятно круто. И качество звука - это первый плюс THR10. Считайте сколько их наберется к концу текста.
К описаниям звука THR10 хочется добавить несколько наблюдений. Во-первых, нет никаких шумов, вообще. Во-вторых, не смотря на размеры, отличные басы, которых выше крыши. В-третьих, очень удобно регулируется громкость - от самых минимальных еле слышимых звуков до вполне по-квартирному громких раскатов, которыми при желании запросто можно побеспокоить соседей. Звук при этом на повышении громкости к предельным значениям почти не искажается.
фото: Сергей Тынку
Сложно придумать что-то более удобное если говорить о домашнем использовании. Очень легкий (2.8 кг) и невероятно маленький (36 см в длину) - он вообще не занимает никакого места даже в самой маленькой квартире. Его можно просто возить с собой в отпуска с гитарой. У меня кот почти в три раза больше весит, а про его сравнительные размеры я и не говорю. THR10 можно носить по комнатам, убирать в шкафы, задвигать под кровати, ставить на любую полку, с ним можно ездить по городу, просто закинув в рюкзак. Плюс у него даже предусмотрена возможность работы от батареек. Боковые поверхности комбика сделаны таким образом, что его (если у вас совсем мало места) можно поставить вертикально как башню и продолжать наслаждаться звуком.
Что еще можно придумать по части удобства? Я вот ничего не могу выдать в плане дополнительных идей, но вы, если вдруг скреативите, то обращайтесь в Yamaha, и они, я уверен, реализуют в следующей версии. Кстати, о версиях. Аппараты THR10 и THR5 уже выпускаются в улучшенных версиях 2.0.
Корпус THR сделан из металла, поэтому ему не страшны разного рода мелочи, которые окружают нас в повседневной жизни. Вы можете его случайно пнуть ногой, уронить на него сковородку с котлетами, закинуть в багажник машины вместе ведрами и лопатами, им можно даже настучать по голове недоброму соседу. Хотя я уверен, что у вас нет таких соседей, и вокруг исключительно милые приветливые люди (которые сходятся, сжимая кольцо). Кстати, если у вас в доме есть кот - он никогда не обдерет это комбик.
фото: Сергей Тынку
Не смотря на скромные размеры, у THR10 невероятное количество возможностей. Прежде всего они касаются "наруливания" нужного звука. Регуляторы на панели управления вполне стандартные: переключатель типов моделируемых усилителей, гейн, громкость, высокие, низкие, средние, эффект модуляции, эффекты задержки, мастер громкость, громкость внешнего источника звука. Понятное дело, что при помощи ручек регулировки частот и пяти разных дисторшен можно накрутить самые разные варианты перегруза (Mesa, Marshall, EVH и т.д.). Сложно представить, чтобы их кому-то не хватило для нормальной полноценной жизни.
Однако, если говорить именно о модели THR10X, то в ней не забыты и остальные струнные инструменты. У вас есть виртуальный усилитель для чистого звука, а также для баса и электроакустики. То есть вам не понадобится еще один усилитель в случае, если вы играете не только на электрогитаре. Плюс я хотел бы отметить, что басовый и акустический виртуальные усилители вполне хорошо подходят и под обычный чистый звук гитары, добавляя какие-то свои особенные оттенки.
Секция эффектов позволяет выбрать одну из "примочек" - хорус, фленжер, фэйзер, тремоло. И потом наложить на все это либо дилей, либо ревер одного из двух типов, либо дилей вместе с ревером. Нарулив какой-то приятный для слуха звук, вы имеете возможность сохранить его настройки в памяти. У вас есть пять пресетов, которые переключаются кнопками на панели управления.
Конечно эти возможности не являются чем-то уникальным по нашим временам. Есть комбики похожих спецификаций и у других производителей. Однако, если вспомнить о том, что эти все параметры сочетаются с удивительно малыми размерами и невероятно качественным звуком, то получится, что THR10 совсем не просто так является одним из самых популярных продуктов на рынке. Самая удивительная вещь состоит в том, что звучание этого комбика - оно еще и стерео. Конечно, учитывая размеры аппарата это не какой-то фантастический полет звуков по комнате, однако для домашнего усилителя, который обычно стоит на столе прямо перед гитаристом, стереозвук дает свою частицу приятности по сравнению с моно аппаратами, оснащенными одним динамиком.
Вообще, не смотря на то, что на свете существует множество примочек и процессоров заточенных под стерео, у крайне малого количества музыкантов есть возможность звучать в стерео. Как правило для этого нужны специальные колонки, распайки и прочие хитрости. А вот в THR для стерео не нужно ничего дополнительного все под рукой. И пусть оно дано не в каких-то максимальных параметрах, но при этом однозначно приятнее всех этих наскучивших “моно дел”.
В стереозвучании THR10 есть еще одна хитрость. Поскольку система управления этим усилителем невероятна проста, то многие из, например, моих знакомых не читали руководство пользователя. А там есть полезная информация. В частности, если удерживать кнопку Tap/Tuner дольше трех секунд, то включится режим Extended Stereo. И звучание станет еще более пространственным. Ну а случае удержания этой кнопки в течении секунды вы включите режим тюнера и сможете настроить инструмент. Также эта волшебная кнопка поможет вам выставить тем дилея простым постукиванием по ней. Такая вот многофункциональная кнопка. Странно только, что Yamaha не написали прямо на усилителе про Extended Stereo. Место вроде бы есть, можно было после "Tap: Time, Hold: Tuner" добавить третью строку "Hold more: Extended Stereo". Отнесем это к недостаткам, над которыми надо будет поработать перед выпуском обновленной версии когда-нибудь в будущем.
Разумеется, как и полагается современному домашнему усилителю в THR10 есть выход на наушники и есть вход (со своим регулятором громкости) для внешнего источника звука - компьютера, плеера, мобильника, драм-машины и т.д. Обычно этот вход предназначен для того, чтобы вы могли джемовать под фонограмму или драм-машину. Однако, волшебные динамики THR10 добавляют новую полезную функцию. Вы можете просто слушать через этот комбик музыку, используя его как колонки для компьютера или смартфона.
Одно из самых интересных приключений будет ждать вас при коммутации THR10 с компьютером. Это можно сделать, благодаря usb-выходу на задней стороне корпуса усилителя.
Во-первых, вы сможете без проблем записываться. Я воткнул THR10X в свой старенький Apple iMac, запустил GarageBand и выбрал в соответствующем окошке THR10 в качестве источника входного сигнала. Все тут же заработало. Причем опять таки никакого фона - все чисто и качественно. То есть специальный внешний гитарный оцифровщик больше не нужен, как и софтовые усилители на экране компа. Все можно быстро записать прямо со своего THR10.
Во-вторых, с сайта Yamaha можно бесплатно скачать специальную программу THR Editor, которая занимается отстройкой усилителя. И тут перед вами откроется новый удивительный мир с дополнительными возможностями. Оказывается, посредством компьютера можно отрегулировать намного больше параметров, чем просто ручками настройки на усилителе.
Выглядит все это очень прикольно. У вас на экране появляются ручки. Вы крутите эти виртуальные ручки мышью и у вас моментально меняется звук усилителя. А если вы крутите ручки на усилителе, то видите как соответствующие ручки крутятся на экране. Но фишка не в этом, а в том, что оказывается в THR10 есть такие вещи как компрессор, нойзгейт и несколько разных кабинетов на выбор! Но доступны эти параметры только через компьютер. Сами понимаете, что пользуясь этими регулировками можно еще более кардинально, а главное, точно в соответствии со своими потребностями выставить те или иные варианты звука.
При этом надо сказать, что компрессор имеется в двух вариантах - педаль и рэк. Во втором случае, у вас очень много разных регулировок, способных к кардинальным изменениям первоначальной картины звука. Тоже самое можно сказать про эффекты модуляции и задержки/реверберации: если на усилителе они отстраиваются всего одной ручкой, то через компьютер каждый из эффектов обретает множество разных регулировок, позволяя достичь максимально приятного результата.
Разумеется, чтобы вам не приходилось подключаться к компьютеру каждый раз когда вы хотите воспользоваться всей широтой виртуальных настроек, все это можно сохранять в виде готовых пресетов. Вы можете держать аж сто пресетов в программе THR Editor и пять из них выгружать в те пять компьютерных пресетов, что имеются в вашем усилителе. Как правило если речь не идет о записи, то пять пресетов для игры "на каждый день" выглядит вполне достаточно.
Чего еще желать? Усилитель забит возможностями под завязку. Хотя когда я говорил об идеальном усилителе для дома, то забыл об одной важной вещи. Это, конечно же цена. Сейчас, когда я пишу этот текст, в магазинах сети
"Мир Музыки", которые являются официальным каналом дистрибьюции Yamaha в России, THR10 стоят 20.500 рублей, что в соответствии с курсом валют даже меньше 400 долларов. Можно ли эту цену (за средний мобильник) считать высокой для усилителя, который имеет все шансы стать вашим главным (и единственным) усилителем в доме?
Независимо о того, что вы и я думаем по этому поводу, тысячи людей по всему миру и в нашей стране уже дали свой ответ, купив Yamaha THR10. И я, если быть честным, тоже очень сильно призадумался. Удобно ведь. И звучит. И море возможностей.